8 класс. Алгебра. Квадратные уравнения.

8 класс. Алгебра. Квадратные уравнения.

Комментарии преподавателя

На данном уроке мы вспомним метод выделения полного квадрата, решим с помощью него несколько конкретных квадратных уравнений. Затем выведем общую формулу для корней квадратных уравнений.

 

 

 Метод выделения полного квадрата на примере решения квадратного уравнения

На­пом­ним, что квад­рат­ным урав­не­ни­ем на­зы­ва­ет­ся урав­не­ние вида:

, при­чем .

На про­шлом уроке мы рас­смот­ре­ли непол­ные квад­рат­ные урав­не­ния и ме­то­ды их ре­ше­ния. Сей­час мы по­го­во­рим о пол­ных квад­рат­ных урав­не­ни­ях, то есть урав­не­ни­ях, в ко­то­рых ни один из ко­эф­фи­ци­ен­тов не равен 0 ().

Ос­нов­ной метод, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для вы­ве­де­ния фор­мул кор­ней квад­рат­ных урав­не­ний, – метод вы­де­ле­ния пол­но­го квад­ра­та. Мы уже изу­ча­ли его в 7 клас­се, од­на­ко необ­хо­ди­мо вспом­нить его более по­дроб­но.

Рас­смот­рим несколь­ко кон­крет­ных при­ме­ров квад­рат­ных урав­не­ний, ко­то­рые мы решим с по­мо­щью ис­поль­зо­ва­ния этого ме­то­да.

При­мер 1

Ре­шить квад­рат­ное урав­не­ние: .

Ре­ше­ние:

Ко­эф­фи­ци­ен­ты дан­но­го квад­рат­но­го урав­не­ния: .

Для при­ме­не­ния ме­то­да вы­де­ле­ния пол­но­го квад­ра­та вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щей фор­му­лой: .

Метод вы­де­ле­ния пол­но­го квад­ра­та для дан­но­го при­ме­ра со­сто­ит в том, чтобы по­до­брать число  так, чтобы . Зна­чит, .

По­лу­ча­ем:

Дан­ное урав­не­ние можно ре­шать двумя спо­со­ба­ми.

Спо­соб 1

. От­сю­да или: , или: .

Ответ:.

Спо­соб 2

. Про­из­ве­де­ние равно 0 тогда и толь­ко тогда, когда хотя бы один из его мно­жи­те­лей равен 0. По­это­му дан­ное урав­не­ние эк­ви­ва­лент­но двум:  и: .

Ответ:.

 Более сложный случай использования метода выделения полного квадрата

Мы рас­смот­ре­ли метод вы­де­ле­ния пол­но­го квад­ра­та на част­ном при­ме­ре. Да­вай­те рас­смот­рим еще один, чуть более слож­ный при­мер, в ко­то­ром стар­ший ко­эф­фи­ци­ент не будет рав­нять­ся 1.

При­мер 2

Ре­шить квад­рат­ное урав­не­ние: .

Ре­ше­ние:

Ко­эф­фи­ци­ен­ты дан­но­го квад­рат­но­го урав­не­ния: .

Пре­жде чем вы­де­лять пол­ный квад­рат, вы­не­сем 2 за скоб­ки в пер­вых двух сла­га­е­мых: .

Те­перь в скоб­ках вы­де­лим пол­ный квад­рат. Опять же, необ­хо­ди­мо по­до­брать  так, чтобы: .

По­лу­ча­ем сле­ду­ю­щее урав­не­ние:

.

От­сю­да:

.

От­сю­да:  или .

Ответ: .

 Вывод формулы корней квадратного уравнения

 Разо­брав кон­крет­ные при­ме­ры, можем пе­рей­ти к по­лу­че­нию общей фор­му­лы кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния.

Итак, рас­смот­рим урав­не­ние . Вы­не­сем стар­ший ко­эф­фи­ци­ент за скоб­ки в пер­вых двух сла­га­е­мых: . Те­перь вы­де­лим в ско­боч­ках пол­ный квад­рат: .

Далее: .

Те­перь по­де­лим обе части урав­не­ния на , так как знаем, что в квад­рат­ном урав­не­нии .

Вы­ра­же­ние  на­зы­ва­ет­ся дис­кри­ми­нан­том квад­рат­но­го урав­не­ния и обо­зна­ча­ет­ся бук­вой .

Пока мы будем счи­тать, что в нашем урав­не­нии , то есть из него можно из­влечь ко­рень.

Тогда по­лу­ча­ем: . Или:

.

Это и есть фор­му­ла для кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния в общем виде.

Если рас­пи­сать ее, то можно по­лу­чить две фор­му­лы для каж­до­го из кор­ней:

Если те­перь мы вер­нем­ся к нашим при­ме­рам, то в урав­не­нии  дис­кри­ми­нант равен: . Тогда:

 Применение полученных формул, выводы

На этом уроке мы вспом­ни­ли метод вы­де­ле­ния пол­но­го квад­ра­та, разо­бра­ли ре­ше­ние кон­крет­ных квад­рат­ных урав­не­ний с по­мо­щью этого ме­то­да. Кроме того, мы вы­ве­ли фор­му­лу кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния и узна­ли, что такое дис­кри­ми­нант.

На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим при­ме­не­ние фор­мул кор­ней квад­рат­ных урав­не­ний.

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratnye-uravneniya-prodolzhenie/formuly-korney-kvadratnyh-uravneniy?konspekt&chapter_id=16

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=y-r-RckVIqE

Файлы