8 класс. Алгебра. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения.

8 класс. Алгебра. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения.

Комментарии преподавателя

В ходе этого занятия мы узнаем об уравнениях, в которых переменная стоит под знаком квадратного или другого корня, такие уравнения называются иррациональными. Мы приведём пример иррациональных уравнений, а также научимся их правильно решать.

 

 

Тема: Квад­рат­ные урав­не­ния

Урок: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния

 1. Определение иррационального уравнения

Для на­ча­ла нам необ­хо­ди­мо по­нять, что же такое ир­ра­ци­о­наль­ное урав­не­ние. Ир­ра­ци­о­наль­ны­ми на­зы­ва­ют­ся такие урав­не­ния, в ко­то­рых пе­ре­мен­ная стоит под зна­ком корня. При­ве­дём при­ме­ры ир­ра­ци­о­наль­ных урав­не­ний:

                           

 2. Примеры решения иррациональных уравнений

Те­перь решим вы­ше­при­ве­ден­ные урав­не­ния.

Нам необ­хо­ди­мо воз­ве­сти обе части урав­не­ния в квад­рат, чтобы из­ба­вить­ся от знака корня.

 

Мы счи­та­ем, что нашли корни урав­не­ния, од­на­ко мы нашли лишь корни урав­не­ния после воз­ве­де­ния ис­ход­но­го в квад­рат ( 2x−5=4x−7). Чтобы про­ве­рить, под­хо­дит ли нам ко­рень , сде­ла­ем про­вер­ку: Если , то   =>

 

=>  => 

Несмот­ря на то, что с пер­во­го взгля­да с двух сто­рон урав­не­ния у нас стоят вы­ра­же­ния оди­на­ко­вые, по­лу­чен­ное ра­вен­ство невер­но, по­сколь­ку, по опре­де­ле­нию квад­рат­но­го корня, под­ко­рен­ное вы­ра­же­ние долж­но быть неот­ри­ца­тель­ным, т. е.  не су­ще­ству­ет.

По­сколь­ку мы ни­че­го не знаем о воз­мож­но­стях ка­ких-ли­бо ариф­ме­ти­че­ских дей­ствий с чис­ла­ми типа , то ра­вен­ство   не верно, а со­от­вет­ствен­но  – по­сто­рон­ний ко­рень для ис­ход­но­го урав­не­ния.

Ответ: нет ре­ше­ния.

Те­перь сде­ла­ем про­вер­ку на­ше­го ре­ше­ния:

Если , то  =>.

Про­вер­ка до­ка­за­ла, что ра­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся, зна­чит,  – ко­рень ис­ход­но­го урав­не­ния.

Ответ: 

 

 3. Необходимость проверки корней после решения иррационального уравнения

Таким об­ра­зом мы видим, что, решая ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния, нам необ­хо­ди­мо все­гда де­лать про­вер­ку по­лу­чен­ных кор­ней. Для того чтобы по­нять, по­че­му это про­ис­хо­дит, да­вай­те решим ещё один при­мер.

Ре­ша­ем по уже из­вест­ной нам схеме и воз­во­дим обе части в квад­рат.

Не за­бы­ва­ем, что мы ре­ши­ли квад­рат­ное урав­не­ние и нашли его корни, а не корни ис­ход­но­го ир­ра­ци­о­наль­но­го урав­не­ния. Чтобы про­ве­рить, под­хо­дят ли они нам, де­ла­ем про­вер­ку.

Про­вер­ка:

Мы видим, что ра­вен­ство по­лу­чи­лось невер­ное, зна­чит,  – не ко­рень ис­ход­но­го ир­ра­ци­о­наль­но­го урав­не­ния.

Видим, что ра­вен­ство по­лу­чи­лось вер­ное, по­это­му  – ко­рень ис­ход­но­го урав­не­ния.

Ответ: 

 4. Решение иррациональных квадратных уравнений

Те­перь вер­нём­ся к на­ше­му во­про­су, по­че­му же необ­хо­ди­мо про­ве­рять корни.

Для этого рас­смот­рим один не боль­шой, но на­гляд­ный при­мер:

Од­на­ко если мы обе части воз­ве­дём в квад­рат, то по­лу­чим:

 

Т. е. мы из невер­но­го нера­вен­ства по­лу­чи­ли вер­ное: если после воз­ве­де­ния в квад­рат числа равны, это не зна­чит, что ис­ход­ные числа тоже равны (имен­но по­это­му корни урав­не­ний необ­хо­ди­мо про­ве­рять).

Рас­смот­рим необ­хо­ди­мость про­вер­ки кор­ней с дру­гой сто­ро­ны:

Пусть мы имеем ир­ра­ци­о­наль­ное урав­не­ние, где . Ре­ша­ем его так же, как и преды­ду­щие при­ме­ры, т. е. воз­во­дим обе части в квад­рат . Далее пред­по­ло­жим, что мы ре­ши­ли это урав­не­ние и по­лу­чи­ли корни.

От­ку­да же бе­рут­ся по­сто­рон­ние корни?  

По­лу­чен­ное урав­не­ние будет пра­виль­ным тогда и толь­ко тогда, когда хотя бы одна из

ско­бок равна 0, т. е. => . По­смот­рим на всё ре­ше­ние: нам необ­хо­ди­мо было ре­шить ис­ход­ное урав­не­ние , мы его ре­ши­ли и нашли, что , од­на­ко вме­сте с этим мы также по­лу­чи­ли ре­ше­ние , ко­то­рое не яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем, имен­но по­это­му при ре­ше­нии ир­ра­ци­о­наль­ных урав­не­ний мы де­ла­ем про­вер­ку, чтобы по­нять какой из кор­ней яв­ля­ет­ся непо­сред­ствен­но ре­ше­ни­ем на­ше­го ис­ход­но­го урав­не­ния. Таким об­ра­зом мы можем сде­лать сле­ду­ю­щий вывод: из ра­вен­ства квад­ра­тов не сле­ду­ет ра­вен­ство ар­гу­мен­тов, од­на­ко из ра­вен­ства ар­гу­мен­тов сле­ду­ет ра­вен­ство квад­ра­тов.

 

 => 

Про­вер­ка

Мы знаем, что квад­рат­ный ко­рень – ве­ли­чи­на неот­ри­ца­тель­ная, по­это­му не будем вы­чис­лять зна­че­ние под его зна­ком, а про­сто ска­жем, что . Тогда, по опре­де­ле­нию квад­рат­но­го корня, также такое нера­вен­ство долж­но вы­пол­нять­ся  . Те­перь под­ста­вим по­лу­чен­ное нами пер­вое зна­че­ние  – это нера­вен­ство невер­но, по­это­му можем сразу ска­зать, что  не яв­ля­ет­ся кор­нем ис­ход­но­го ир­ра­ци­о­наль­но­го урав­не­ния.

Сде­ла­ем ана­ло­гич­но со вто­рым кор­нем:  :  невер­ное нера­вен­ство, по­это­му ко­рень  также не яв­ля­ет­ся кор­нем ис­ход­но­го ир­ра­ци­о­наль­но­го квад­рат­но­го урав­не­ния.

Таким об­ра­зом по­лу­ча­ет­ся, что в дан­ном урав­не­нии нет кор­ней.

Ответ: кор­ней нет.

Глав­ная осо­бен­ность ре­ше­ния ир­ра­ци­о­наль­ных урав­не­ний: если мы воз­во­дим ир­ра­ци­о­наль­ное урав­не­ние в квад­рат, то  после на­хож­де­ния кор­ней вто­рич­но­го урав­не­ния мы обя­за­ны про­ве­рить, яв­ля­ют­ся ли эти корни кор­ня­ми ис­ход­но­го ир­ра­ци­о­наль­но­го урав­не­ния.

 5. Вывод

Итак, мы с вами на дан­ном уроке по­зна­ко­ми­лись с ир­ра­ци­о­наль­ны­ми квад­рат­ны­ми урав­не­ни­я­ми, по­зна­ко­ми­лись со спо­со­ба­ми ре­ше­ния про­стей­ших ир­ра­ци­о­наль­ных квад­рат­ных урав­не­ний. Вы­учи­ли, что неко­то­рые корни при ре­ше­нии могут ока­зать­ся невер­ны­ми, а для того чтобы из­бе­жать непра­виль­но­го от­ве­та, нам необ­хо­ди­мо все­гда после пол­но­го ре­ше­ния урав­не­ния де­лать про­вер­ку. Также мы объ­яс­ни­ли, по­че­му мы можем по­лу­чить невер­ные (по­сто­рон­ние) корни: из ра­вен­ства квад­ра­тов не сле­ду­ет ра­вен­ство ар­гу­мен­тов, од­на­ко из ра­вен­ства ар­гу­мен­тов сле­ду­ет ра­вен­ство квад­ра­тов.

И самое глав­ное: после ре­ше­ния ир­ра­ци­о­наль­но­го урав­не­ния все­гда необ­хо­ди­ма про­вер­ка кор­ней ме­то­дом их под­ста­нов­ки в ис­ход­ное урав­не­ние.

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratnye-uravneniya-prodolzhenie/irratsionalnye-uravneniya?konspekt&chapter_id=16

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=u0SAYndCm6A

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.