9 класс. Биология. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

9 класс. Биология. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

Комментарии преподавателя

Тема на­ше­го урока – «Ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ор­га­низ­мов — он­то­ге­нез». Жизнь лю­бо­го жи­во­го су­ще­ства на­чи­на­ет­ся с од­ной-един­ствен­ной клет­ки, ко­то­рая под­вер­га­ет­ся дли­тель­ным и слож­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям. Пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые про­те­ка­ют в од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мах от на­ча­ла де­ле­ния и до сле­ду­ю­ще­го де­ле­ния, на­зы­ва­ют кле­точ­ным цик­лом. Раз­ви­тие мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма от рож­де­ния и до есте­ствен­ной смер­ти на­зы­ва­ют ин­ди­ви­ду­аль­ным раз­ви­ти­ем ор­га­низ­ма (он­то­ге­нез).

Од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы, как и все дру­гие ор­га­низ­мы, воз­ни­ка­ют путем де­ле­ния. В новой клет­ке не хва­та­ет еще кле­точ­ных струк­тур и не сфор­ми­ро­ва­ны все белки для ее нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти. По­это­му кле­точ­ный цикл можно раз­де­лить на несколь­ко эта­пов (фаз).

Пер­вый этап — этап со­зре­ва­ния. Когда фор­ми­ру­ют­ся необ­хо­ди­мые кле­точ­ные струк­ту­ры, клет­ка всту­па­ет в сле­ду­ю­щую фазу — зре­лость. В этой фазе клет­ка вы­пол­ня­ет все необ­хо­ди­мые ей функ­ции. Зре­лость за­кан­чи­ва­ет­ся новым де­ле­ни­ем или смер­тью клет­ки.

С мно­го­кле­точ­ны­ми ор­га­низ­ма­ми си­ту­а­ция про­ис­хо­дит на­мно­го слож­нее. В жизни таких ор­га­низ­мов можно вы­де­лить два важ­ных этапа. Пер­вый пе­ри­од — эм­бри­о­наль­ный. Если мы го­во­рим о мле­ко­пи­та­ю­щих, у них эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од про­ис­хо­дит внут­ри ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма (внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие). Вто­рой пе­ри­од на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та рож­де­ния или вы­хо­да из яй­це­вых обо­ло­чек (по­ст­эм­бри­о­наль­ное раз­ви­тие).

Сей­час мы об­ра­тим­ся к схеме пе­ри­о­дов эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од вклю­ча­ет в себя 3 ос­нов­ные ста­дии:

1​ ста­дия дроб­ле­ния: про­ис­хо­дит де­ле­ние клет­ки на до­чер­ние — бла­сто­ме­ры. Всего за 2 часа из одной клет­ки фор­ми­ру­ет­ся 64 бла­сто­ме­ра. Но рост их при этом не про­ис­хо­дит. За­кан­чи­ва­ет­ся ста­дия дроб­ле­ния фор­ми­ро­ва­ни­ем бла­сту­лы (за­ро­ды­ше­вый пу­зы­рек). Она со­сто­ит из од­но­го слоя кле­ток с по­ло­стью внут­ри;

2​ га­стру­ля­ция — об­ра­зо­ва­ние за­ро­ды­ше­вых лист­ков. У более при­ми­тив­ных мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов (на­при­мер, ки­шеч­но­по­лост­ных) фор­ми­ру­ет­ся толь­ко два за­ро­ды­ше­вых лист­ка (на­руж­ный — эк­то­дер­ма – и внут­рен­ний — эн­то­дер­ма). У более вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных жи­вот­ных фор­ми­ру­ет­ся тре­тий за­ро­ды­ше­вый ли­сток — ме­зо­дер­ма (между эк­то­дер­мой и эн­то­дер­мой);

3​ ор­га­но­ге­нез – это пе­ри­од вза­и­мо­дей­ствия за­ро­ды­ше­вых лист­ков, из ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся все ор­га­ны и ткани ор­га­низ­ма. Кста­ти, у че­ло­ве­ка пер­вым на­чи­на­ет обособ­лять­ся го­лов­ной мозг. Это про­ис­хо­дит в те­че­ние тре­тьей неде­ли после за­ча­тия. Раз­мер эм­бри­о­на на этот мо­мент со­став­ля­ет всего лишь 2 мил­ли­мет­ра.

Эк­то­дер­ма дает на­ча­ло кож­ным по­кро­вам, а также эпи­те­ли­аль­ным тка­ням (во­ло­сы, же­ле­зы внеш­ней сек­ре­ции, ногти). Также эк­то­дер­ма об­ра­зу­ет нерв­ную си­сте­му. Ме­зо­дер­ма дает на­ча­ло ос­нов­ным внут­рен­ним ор­га­нам (на­при­мер, вы­де­ли­тель­ной и по­ло­вой си­сте­мы). Эн­то­дер­ма об­ра­зу­ет ор­га­ны пи­ще­ва­ри­тель­ной, ды­ха­тель­ной си­сте­мы, а также же­ле­зам внут­рен­ней сек­ре­ции.

Уже с пер­вых дней сво­е­го раз­ви­тия за­ро­дыш ор­га­низ­ма чув­стви­те­лен к воз­дей­ствию окру­жа­ю­щих фак­то­ров. К таким фак­то­рам пре­жде всего от­но­сят­ся раз­лич­ные хи­ми­че­ские ве­ще­ства: ал­ко­голь, ни­ко­тин, ле­кар­ствен­ные сред­ства и нар­ко­ти­че­ские пре­па­ра­ты. Также на ор­га­низ­мы ока­зы­ва­ет свое вли­я­ние ра­ди­а­ци­он­ное из­лу­че­ние и раз­лич­ные ин­фек­ции.

Вли­я­ние на ор­га­низм ма­те­ри этих фак­то­ров может при­ве­сти к тому, что даль­ней­шее раз­ви­тие не про­изой­дет и при­ве­дет к смер­ти. Или же у ро­див­ше­го­ся ре­бен­ка будут про­яв­лять­ся из­ме­не­ния, ко­то­рые также на­зы­ва­ют урод­ством.

После рож­де­ния на­сту­па­ет сле­ду­ю­щий пе­ри­од раз­ви­тия жи­во­го ор­га­низ­ма — по­ст­эм­бри­о­наль­ный.

Пря­мое раз­ви­тие — раз­ви­тие без пре­вра­ще­ния с по­сте­пен­ным ро­стом. Особь по­хо­жа на ро­ди­тель­ский ор­га­низм. Пря­мое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для рыб, пре­смы­ка­ю­щих­ся, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих.

Непря­мое раз­ви­тие (с ме­та­мор­фо­зом) — про­цесс пре­вра­ще­ния ор­га­низ­ма на ли­чи­ноч­ной ста­дии во взрос­лую особь. Оно со­про­вож­да­ет­ся ана­то­ми­че­ски­ми и фи­зио­ло­ги­че­ски­ми пе­ре­строй­ка­ми ор­га­низ­ма. Такой спо­соб раз­ви­тия ха­рак­те­рен для зем­но­вод­ных и на­се­ко­мых.

Раз­ли­ча­ют пол­ный ме­та­мор­фоз и непол­ный ме­та­мор­фоз. При пол­ном ме­та­мор­фо­зе ор­га­низм про­хо­дит ряд ста­дий, резко от­ли­ча­ю­щих­ся друг от друга об­ра­зом жизни и ха­рак­те­ром пи­та­ния. Это ста­дии яйца, ли­чин­ки, ку­кол­ки, взрос­лой особи (имаго). Такое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для ба­бо­чек (че­шуе­кры­лых) и жуков (жест­ко­кры­лых). При непол­ном ме­та­мор­фо­зе ста­дия ку­кол­ки от­сут­ству­ет, а ли­чин­ка мало от­ли­ча­ет­ся от взрос­лой особи. Такое можно на­блю­дать у куз­не­чи­ков и са­ран­чи.

В неза­ви­си­мо­сти от типа раз­ви­тия у всех живых ор­га­низ­мов вы­де­ля­ют три ста­дии: мо­ло­дость, зре­лость и ста­рость. Каж­дая из ста­дий ха­рак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ны­ми фи­зио­ло­ги­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие — один из наи­бо­лее ин­те­рес­ных про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в живом ор­га­низ­ме. Когда из един­ствен­ной клет­ки воз­ни­ка­ет слож­ный ор­га­низм и в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти пре­тер­пе­ва­ет ряд из­ме­не­ний. И каж­дый ор­га­низм ис­пол­ня­ет свою глав­ную функ­цию — остав­лять потом­ство. Жизнь ор­га­низ­ма за­кан­чи­ва­ет­ся его есте­ствен­ной смер­тью.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/tema/individualnoe-razvitie-organizmov-ontogenez?seconds=0&chapter_id=1777

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iQ6_HwWI7cA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0J3w0pW4uh8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3gkcxdvKlVg

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы