11 класс. Алгебра. Степени и корни. Степенные функции. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Свойства и графики степенных функций.
11 класс. Алгебра. Степени и корни. Степенные функции. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Свойства и графики степенных функций.
Комментарии преподавателя
Повторение теории
Напомним основное определение.
Степенью неотрицательного числа а с рациональным положительным показателем называется число .
Степенью положительного числа а с рациональным отрицательным показателем называется число .
Для выполняется равенство:
.
Например:
Напомним свойства степеней с рациональными показателями.
Здесь , , s и r – рациональные числа.
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. .
Задачи на вычисление и упрощение выражений
Пример 1 – вычислить:
.
Пример 2 – сократить дробь:
.
Чтобы сократить заданную дробь, нужно разложить знаменатель на множители:
.
В результате преобразований получили дробь:
.
Данный ответ справедлив при условии, что , иначе дробь не имеет смысла.
Сделаем некоторые замечания:
- При замена допустима, (по определению степени с положительным рациональным показателем).
Пример 3 – сократить дробь:
.
ОДЗ:
.
В данном случае для разложения нужно применить другую формулу сокращенного умножения и разложить числитель:
.
В результате преобразования получили дробь:
.
Ответ справедлив в том случае, если m и n одновременно не равны нулю, данный факт часто записывают следующим образом:
.
Решение уравнений
Пример 4 – упростить выражение:
.
Несложно заметить, что произведение второй и третьей скобок можно свернуть по формуле разности квадратов:
В результате преобразования получили произведение двух скобок, которое также можно свернуть по формуле разности квадратов:
.
Отметим, что в данном случае значения а ограничены: (по определению степени с рациональным положительным показателем).
Пример 5 – решить уравнение:
.
Скобка – это конкретное число, не зависящее от х, имеем право на нее сократить и получить , но только в том случае, если выражение в скобках не равно нулю. Проверим:
.
В результате преобразований получили скобку:
.
Пример 6 – решить уравнение:
а) .
Возводим уравнение в куб:
.
б)
Ответ: .
в)
Ответ: .
Пример 7 – решить уравнение:
.
При решении данного уравнения следует не забыть про область определения и ввести замену переменных:
, .
После введения замены получили уравнение:
.
Решаем полученное квадратное уравнение любым удобным способом, например по теореме Виета:
.
Первый корень не входит в ОДЗ, остается корень , отсюда находим ответ:
.
Пример 8 – решить уравнение:
а)
Ответ: .
б)
.
Ответ: .
в)
.
Ответ: .
Итак, мы рассмотрели различные типовые задачи со степенями и радикалами, на следующем уроке мы перейдем к изучению степенных функций.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/stepeni-i-korni-stepennye-funktsii/zadachi-so-stepenyami-i-radikalami
http://www.youtube.com/watch?v=UoCzJKv0IdI
http://www.youtube.com/watch?v=O-BgSajtcGs
http://www.youtube.com/watch?v=BvMYQ5eCBGg
http://ppt-online.org/download/9255
http://www.tutoronline.ru/blog/obobshhenie-ponjatija-stepeni-i-reshenie-primerov-so-stepenjami
http://mathematics-tests.com/11-klass-uroki-presentatsii/algebra-11-klass-urok-probrazovanie-vyrazheniy-soderzhashih-radikal