11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Показательные уравнения и неравенства.

11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Показательные уравнения и неравенства.

Комментарии преподавателя

 1. Определение и свойства показательной функции

На­пом­ним опре­де­ле­ние и ос­нов­ные свой­ства по­ка­за­тель­ной функ­ции. Имен­но на свой­ствах ба­зи­ру­ет­ся ре­ше­ние всех по­ка­за­тель­ных урав­не­ний и нера­венств.

По­ка­за­тель­ная функ­ция – это функ­ция вида , где ос­но­ва­ние сте­пе­ни  и  Здесь х – неза­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, ар­гу­мент; у – за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, функ­ция.

Рис. 1. Гра­фик по­ка­за­тель­ной функ­ции

На гра­фи­ке по­ка­за­ны воз­рас­та­ю­щая и убы­ва­ю­щая экс­по­нен­ты, ил­лю­стри­ру­ю­щие по­ка­за­тель­ную функ­цию при ос­но­ва­нии боль­шем еди­ни­цы и мень­шем еди­ни­цы, но боль­шим нуля со­от­вет­ствен­но.

Обе кри­вые про­хо­дят через точку (0;1)

Свой­ства по­ка­за­тель­ной функ­ции:

Об­ласть опре­де­ле­ния: ;

Об­ласть зна­че­ний: ;

Функ­ция мо­но­тон­на, при  воз­рас­та­ет, при  убы­ва­ет.

Мо­но­тон­ная функ­ция при­ни­ма­ет каж­дое свое зна­че­ние при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та.

При  , когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от минус до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция воз­рас­та­ет от нуля не вклю­чи­тель­но до плюс бес­ко­неч­но­сти, т. е. при дан­ных зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та мы имеем мо­но­тон­но воз­рас­та­ю­щую функ­цию (). При  на­о­бо­рот, когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от минус до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция убы­ва­ет от бес­ко­неч­но­сти до нуля не вклю­чи­тель­но, т. е. при дан­ных зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та мы имеем мо­но­тон­но убы­ва­ю­щую функ­цию ().

 2. Простейшие показательные неравенства, методика решения, пример

На ос­но­ва­нии вы­ше­ска­зан­но­го при­ве­дем ме­то­ди­ку ре­ше­ния про­стей­ших по­ка­за­тель­ных нера­венств:

Ме­то­ди­ка ре­ше­ния нера­венств:

Урав­нять ос­но­ва­ния сте­пе­ней;

Срав­нить по­ка­за­те­ли, со­хра­нив или из­ме­нив на про­ти­во­по­лож­ный знак нера­вен­ства.

Ре­ше­ние слож­ных по­ка­за­тель­ных нера­венств за­клю­ча­ет­ся, как пра­ви­ло, в их све­де­нии к про­стей­шим по­ка­за­тель­ным нера­вен­ствам.

При­мер 1:

Пре­об­ра­зу­ем пра­вую часть со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни:

Ос­но­ва­ние сте­пе­ни боль­ше еди­ни­цы, зна­чит, знак нера­вен­ства со­хра­ня­ет­ся:

При­мер 2:

Пре­об­ра­зу­ем пра­вую часть со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни:

Ос­но­ва­ние сте­пе­ни мень­ше еди­ни­цы, знак нера­вен­ства необ­хо­ди­мо по­ме­нять на про­ти­во­по­лож­ный:

Для ре­ше­ния квад­рат­но­го нера­вен­ства решим со­от­вет­ству­ю­щее квад­рат­ное урав­не­ние:

По тео­ре­ме Виета на­хо­дим корни:

Ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх.

Таким об­ра­зом, имеем ре­ше­ние нера­вен­ства:

При­мер 3:

Неслож­но до­га­дать­ся, что пра­вую часть можно пред­ста­вить как сте­пень с ну­ле­вым по­ка­за­те­лем:

Ос­но­ва­ние сте­пе­ни боль­ше еди­ни­цы, знак нера­вен­ства не ме­ня­ет­ся, по­лу­ча­ем:

На­пом­ним ме­то­ди­ку ре­ше­ния таких нера­венств.

Рас­смат­ри­ва­ем дроб­но-ра­ци­о­наль­ную функ­цию:

На­хо­дим об­ласть опре­де­ле­ния:

На­хо­дим корни функ­ции:

Функ­ция имеет един­ствен­ный ко­рень, 

Вы­де­ля­ем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства и опре­де­ля­ем знаки функ­ции на каж­дом ин­тер­ва­ле:

Рис. 2. Ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства

 

Таким об­ра­зом, по­лу­чи­ли ответ.

Ответ: 

 3. Решение типовых показательных неравенств

Рас­смот­рим нера­вен­ства с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, но раз­лич­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми.

При­мер 4:

Одно из свойств по­ка­за­тель­ной функ­ции – она при любых зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та при­ни­ма­ет стро­го по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния, зна­чит, на по­ка­за­тель­ную функ­цию можно раз­де­лить. Вы­пол­ним де­ле­ние за­дан­но­го нера­вен­ства на пра­вую его часть:

Ос­но­ва­ние сте­пе­ни боль­ше еди­ни­цы, знак нера­вен­ства со­хра­ня­ет­ся.

Ответ: 

Про­ил­лю­стри­ру­ем ре­ше­ние:

На ри­сун­ке 6.3 изоб­ра­же­ны гра­фи­ки функ­ций  и . Оче­вид­но, что когда ар­гу­мент боль­ше нуля, гра­фик функ­ции  рас­по­ло­жен выше, эта функ­ция боль­ше. Когда же зна­че­ния ар­гу­мен­та от­ри­ца­тель­ны, функ­ция  про­хо­дит ниже, она мень­ше. При зна­че­нии ар­гу­мен­та  функ­ции равны, зна­чит, дан­ная точка также яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем за­дан­но­го нера­вен­ства.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 4

При­мер 5:

Пре­об­ра­зу­ем за­дан­ное нера­вен­ство со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни:

При­ве­дем по­доб­ные члены:

Раз­де­лим обе части на :

Те­перь про­дол­жа­ем ре­шать ана­ло­гич­но при­ме­ру 4, раз­де­лим обе части на :

Ос­но­ва­ние сте­пе­ни боль­ше еди­ни­цы, знак нера­вен­ства со­хра­ня­ет­ся:

Ответ: 

 4. Графическое решение показательных неравенств

При­мер 6 – ре­шить нера­вен­ство гра­фи­че­ски:

Рас­смот­рим функ­ции, сто­я­щие в левой и пра­вой части и по­стро­им гра­фик каж­дой из них.

Функ­ция  – экс­по­нен­та, воз­рас­та­ет на всей своей об­ла­сти опре­де­ле­ния, т. е. при всех дей­стви­тель­ных зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та.

Функ­ция  – ли­ней­ная, убы­ва­ет на всей своей об­ла­сти опре­де­ле­ния, т. е. при всех дей­стви­тель­ных зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та.

Если дан­ные функ­ции пе­ре­се­ка­ют­ся, то есть си­сте­ма имеет ре­ше­ние, то такое ре­ше­ние един­ствен­ное и его легко можно уга­дать. Для этого пе­ре­би­ра­ем целые числа ()

Неслож­но за­ме­тить, что кор­нем дан­ной си­сте­мы яв­ля­ет­ся :

Таким об­ра­зом, гра­фи­ки функ­ций пе­ре­се­ка­ют­ся в точке с ар­гу­мен­том, рав­ным еди­ни­це.

Те­перь нужно по­лу­чить ответ. Смысл за­дан­но­го нера­вен­ства в том, что экс­по­нен­та долж­на быть боль­ше или равна ли­ней­ной функ­ции, то есть быть выше или сов­па­дать с ней. Оче­ви­ден ответ:  (ри­су­нок 6.4)

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 6

 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние раз­лич­ных ти­по­вых по­ка­за­тель­ных нера­венств. 

 Часть вторая. 1. Определение и свойства показательной функции, методика решения простейших показательных уравнений

Ре­ше­ние более слож­ных по­ка­за­тель­ных нера­венств за­клю­ча­ет­ся, как пра­ви­ло, в их све­де­нии к более про­стым, или, как го­во­рят, про­стей­шим по­ка­за­тель­ным нера­вен­ствам. Про­стей­шие по­ка­за­тель­ные нера­вен­ства ре­ша­ют­ся, в свою оче­редь, на ос­но­ве свойств по­ка­за­тель­ной функ­ции.

На­пом­ним опре­де­ле­ние и ос­нов­ные свой­ства по­ка­за­тель­ной функ­ции. Имен­но на свой­ствах ба­зи­ру­ет­ся ре­ше­ние всех по­ка­за­тель­ных урав­не­ний и нера­венств.

По­ка­за­тель­ная функ­ция – это функ­ция вида , где ос­но­ва­ние сте­пе­ни  и 

Рис. 1. Гра­фик по­ка­за­тель­ной функ­ции

На гра­фи­ке по­ка­за­ны воз­рас­та­ю­щая и убы­ва­ю­щая экс­по­нен­ты, ил­лю­стри­ру­ю­щие по­ка­за­тель­ную функ­цию при ос­но­ва­нии, боль­шем еди­ни­цы и мень­шем еди­ни­цы, но боль­шем нуля со­от­вет­ствен­но.

Свой­ства по­ка­за­тель­ной функ­ции:

Об­ласть опре­де­ле­ния: ;

Об­ласть зна­че­ний: ;

Функ­ция мо­но­тон­на, при  воз­рас­та­ет (боль­ше­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет боль­шее зна­че­ние функ­ции, ), при  убы­ва­ет (боль­ше­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет мень­шее зна­че­ние функ­ции, );  – любые числа.

Мо­но­тон­ная функ­ция при­ни­ма­ет каж­дое свое зна­че­ние при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та.

При  , когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от минус до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция воз­рас­та­ет от нуля не вклю­чи­тель­но до плюс бес­ко­неч­но­сти. При  , на­о­бо­рот, когда ар­гу­мент воз­рас­та­ет от минус до плюс бес­ко­неч­но­сти, функ­ция убы­ва­ет от бес­ко­неч­но­сти до нуля не вклю­чи­тель­но.

 2. Решение типовых неравенств

Ме­то­ди­ка ре­ше­ния по­доб­ных нера­венств:

Урав­нять ос­но­ва­ния сте­пе­ней;

Срав­нить по­ка­за­те­ли, со­хра­нив или из­ме­нив знак нера­вен­ства.

При­мер 1:

Пре­об­ра­зу­ем нера­вен­ство, поль­зу­ясь свой­ства­ми сте­пе­ни:

Вве­дем за­ме­ну. Пусть , тогда 

По­лу­ча­ем:

Умно­жим на два:

Пе­ре­но­сим все в левую сто­ро­ну:

Имеем си­сте­му:

По­лу­чим квад­рат­ное урав­не­ние и най­дем его корни:

Решим ме­то­дом ин­тер­ва­лов.

Рис. 2. Метод ин­тер­ва­лов

Вер­нем­ся к ис­ход­ным обо­зна­че­ни­ям:

Ответ: 

При­мер 2:

Поль­зу­ясь свой­ства­ми сте­пе­ни, по­лу­ча­ем:

Вве­дем за­ме­ну. Пусть , тогда . По­лу­ча­ем:

Для квад­рат­но­го урав­не­ния  любым спо­со­бом по­лу­ча­ем корни, 

Ре­ша­ем ме­то­дом ин­тер­ва­лов:

Рис. 3. Метод ин­тер­ва­лов

Вер­нем­ся к ис­ход­ным обо­зна­че­ни­ям:

Ответ: 

Рас­смот­рим новый вид нера­венств.

 3. Методика решения однородных показательных неравенств второй степени

Мы рас­смат­ри­ва­ли слу­чай, когда левая часть за­дан­но­го вы­ра­же­ния равна нулю, и изу­чи­ли ме­то­ди­ку ре­ше­ния таких урав­не­ний. Те­перь нас ин­те­ре­су­ют нера­вен­ства. Ука­жем неко­то­рое огра­ни­че­ние: .

Метод ре­ше­ния та­ко­го вида нера­венств ба­зи­ру­ет­ся на свой­ствах вы­ра­же­ния, сто­я­ще­го в левой его части. Дан­ное вы­ра­же­ние можно рас­смат­ри­вать как квад­рат­ный трех­член от­но­си­тель­но f с па­ра­мет­ром g или квад­рат­ный трех­член от­но­си­тель­но g с па­ра­мет­ром f.

Метод ре­ше­ния таков: нужно рас­смот­реть два слу­чая:

, под­ста­вить дан­ное вы­ра­же­ние в ис­ход­ное нера­вен­ство, по­лу­ча­ем  и ре­ша­ем по­лу­чен­ное про­стое нера­вен­ство.

, имеем право все нера­вен­ство раз­де­лить на по­ло­жи­тель­ное вы­ра­же­ние . По­лу­чим . Далее вво­дим за­ме­ну пе­ре­мен­ных  и пе­ре­хо­дим к квад­рат­но­му нера­вен­ству.

При­мер 3:

Пе­ре­не­сем все члены в левую сто­ро­ну:

В дан­ном слу­чае неслож­но вы­де­лить функ­ции f и g.

Со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни имеем:

По­сколь­ку по­ка­за­тель­ная функ­ция при любых зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та при­ни­ма­ет стро­го по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния, имеем право сразу вы­пол­нить де­ле­ние:

По­лу­ча­ем:

Вво­дим за­ме­ну:

Имеем квад­рат­ное нера­вен­ство:

Ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх, корни урав­не­ния , ре­ше­ние нера­вен­ства на­хо­дит­ся в ин­тер­ва­ле между кор­ней. Имеем си­сте­му:

По­ка­жем ре­ше­ние на ри­сун­ке 7.4:

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 3

Итак, по­лу­чи­ли ин­тер­вал зна­че­ний у: . Вер­нем­ся к ис­ход­ным пе­ре­мен­ным:

 (т. к. по­ка­за­тель­ная функ­ция при любых зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та при­ни­ма­ет стро­го по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния)

 (знак нера­вен­ства из­ме­ни­ли, т. к. ос­но­ва­ние сте­пе­ни мень­ше еди­ни­цы)

Ответ: 

 4. Решение типовых неравенств

При­мер 4:

Пре­об­ра­зу­ем со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни:

В дан­ном слу­чае неслож­но вы­де­лить функ­ции f и g.

Ана­ло­гич­но преды­ду­ще­му при­ме­ру, вы­пол­ним де­ле­ние:

Вво­дим за­ме­ну:

Имеем квад­рат­ное нера­вен­ство:

Ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх, корни урав­не­ния , ре­ше­ние нера­вен­ства на­хо­дит­ся в ин­тер­ва­ле вне кор­ней. Имеем си­сте­му:

По­ка­жем ре­ше­ние на ри­сун­ке 7.5:

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 4

Итак, по­лу­чи­ли ин­тер­вал зна­че­ний у: . Вер­нем­ся к ис­ход­ным пе­ре­мен­ным:

 (знак нера­вен­ства из­ме­ни­ли, т. к. ос­но­ва­ние сте­пе­ни мень­ше еди­ни­цы)

Ответ: 

При­мер 5:

Пе­ре­не­сем все в левую часть:

Пре­об­ра­зу­ем со­глас­но свой­ствам сте­пе­ни:

Вы­не­сем за скоб­ки :

Упро­стим вы­ра­же­ние в скоб­ках – при­ве­дем дроби к об­ще­му зна­ме­на­те­лю и вы­пол­ним вы­чи­та­ние:

Имеем право до­мно­жить все нера­вен­ство на 6, т. к. это по­ло­жи­тель­ное число:

Кроме того, имеем право со­кра­тить нера­вен­ство на , т. к. по­ка­за­тель­ная функ­ция при­ни­ма­ет все­гда стро­го по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния, но важно при этом не за­быть про ОДЗ, т. к.  су­ще­ству­ет толь­ко при неот­ри­ца­тель­ных х. Таким об­ра­зом, имеем си­сте­му:

Оче­вид­но, что при  зна­ме­на­тель дроби по­ло­жи­те­лен, от­сю­да имеем, что для вы­пол­не­ния вто­ро­го нера­вен­ства необ­хо­ди­мо 

Ответ: 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние раз­лич­ных ти­по­вых по­ка­за­тель­ных нера­венств более слож­но­го уров­ня. 

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/pokazatelnye-neravenstva

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/pokazatelnye-neravenstva-bolee-slozhnye-sluchai

http://www.youtube.com/watch?v=oKpT2RJ30mU

http://www.youtube.com/watch?v=lLM6FIbCLoA

http://www.youtube.com/watch?v=PwjqUxtOqeQ

http://www.mathematics-repetition.com/11-klass-algebra/11-3-5-reshenie-pokazatelynh-neravenstv-privodyashtihsya-k-kvadratnm-neravenstvam.html

http://mathematics-tests.com/matematika/11-klass/algebra-11-klass-urok-pokazatelnie-uravneniya-i-neravenstva.pptx

http://ov1098.jimdo.com/учащимся/11-класс-тесты/

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/197fa925c280a3c019e8f0b97c7065779aec80a75626f3c3c7877370509af9a4/56a1139b/gl1wdmatkHwr1IvHwfPzjlCbLxx51K2AXTrKx-khOfQ1WIGwVJDIxTfxWZJp9W23tYCJlb2c61QroEWHqjfeTQ%3D%3D?uid=0&filename=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&disposition=attachment&hash=Ev/JAxs9FONy74%2BMIKGz214ILPNlyMZo/xnQbixz5Z8%3D%3A/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=18366111&hid=c9e0cd334be9f7c6de02c1f2d04edf87&media_type=document&tknv=v2

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/pokazatelno-stepennye-neravenstva

http://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/pokazatelnaia-i-logarifmicheskaia-funktcii-9160/pokazatelnye-neravenstva-10903/re-8dffac80-6573-444f-98f1-8e33e104f3f6

http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-39948-20

http://vseuchebniki.net/uploads/posts/2015-01/1422313744_algebra_10-11_mordkovich_p2_2009.jpg

http://cdndl.zaycev.net/117190/12852/didyulya_-_put_domoy_(zaycev.net).mp3

 

 

 

Файлы