Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )
Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )
Комментарии преподавателя
Тема урока: Местоимение как часть речи
Цель: дать понятие о местоимении как части речи, формировать умение узнавать местоимения и характеризовать их, развивать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенцию уч-ся, воспитывать уважение, интерес к русскому языку и лингвистике в целом.
Ход урока
1.Организационный момент: Эмоциональный настрой. (на доске изображение солнышка слайд 1)
Слайд 2-тема,
Слайд 3-цель
-Посмотрите, какое ласковое веселое солнышко нас сегодня встречает.
Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего урока.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я рада вас видеть. Садитесь.
2.Орфографическая разминка: на карточках написаны словарные слова, вставьте орфограмму карандашом:
Миллион, миллиард, одиннадцать, километр, миллиметр, тысяча.
Обменяйтесь, проверьте.
-У кого 1 ошибка?
-У кого 2?
-У кого больше? Нужно подучить.
3.Стадия вызова(работа со слайдом №4) текст «Одна историйка»
Едут два человека в трамвае. Один другому говорит:
-А на вам муха!
-Не на вам, а на вас.
-На мине?
-Да не на мине, а на мне!
-Я и говорю на вам!
-Какие слова вызывают комический эффект?(местоимения) Назовите их.
-В чем заключалась ошибка одного из героев этой историйки?
-Как бы вы употребили мест?
- В какой форме записан данный отрывок?(диалог)
-А что такое диалог?
4.Раб по теме урока:
1)Синтаксический разбор предложения:
-Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала звучность, богатство слов и выражений.
-Вместо какого слова употреблено во 2-ом предложении слово «в нем»? для чего? (чтобы избежать повтора)
Вывод: для чего используется местоимение в речи? (местоимение в речи используется для благозвучия, для разнообразия).
2)О красоте русского языка высказывались многие русские поэты и писатели (слайд5):
И.С.Тургенев: называл наш язык великим, могучим, правдивым и свободным.
Л.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
К.Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точно выражения.
-Обратите внимание на страницу №.. нашего учебника. Зачитайте высказывание Паустовского о русском языке.
- Что такое любовь к родине по его мнению?
- Как называл он человека, равнодушного к родному языку?
- Не интересующийся родным языком человек безразличен к чему, по словам Паустовского?
3)Раб со сл 6: текст про весну:
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое солнце и начнется настоящая весна.
- Каким словом во 2-м предложении заменено слово «Весна»? Что оно обозначает? (указывает на предмет, не называя его)
Вывод: она – местоимение, общее значение - указывает на предмет, не называя его.
-Для чего использует автор эту замену? Какова ее функция? (чтобы не было повтора, связывает 2 предложения)
-На какие вопросы отвечают выделенные местоимения?
-Каким членом предложения являются?
-Определите падеж выделенных местоимений
-В каком роде, числе и падеже стоит сл «такая»? Как вы это определили? (по существительному)
-Поставьте данное местоимение «такая» в форму м.р., в форму мн.ч.
-Сделайте вывод об изменении местоимения (по родам, числам и падежам)
-Сформулируйте правило: что такое местоимение? (сл7: алгоритм)
4)Давайте проверим, верно ли мы дали определение такой части речи как местоимение (Чтение правила на стр ... учебника)
5 Закрепление:
1)прослушивание текста:
В доме у нас жил колючий ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его назвали Пушком.
-Можно ли назвать данный отрывок текстом? Почему?
-Что такое текст?
-Придумайте ему название.
2) Работа у доски:
К доске, записать прослушанный текст, объяснить знаки препинания
- Подчеркните местоимение и существительное, которое оно заменяет. С какой целью автор использовал замену?
- Найдите глагол, строение которого соответствует схеме (гладили)
- Найдите в тексте антонимы (мягкий - колючий)
6. Подведение итогов (сл8): из данного отрывка назовите все местоимения:
Я, ты, он, она – вместе дружная страна.
Вместе дружная семья, в слове «мы» сто тысяч «я».
-Найдите числительное. Какого разряда данное числительное? Почему? А по составу оно какое?
7.Рефлексия:
Определение настроения в конце урока по блинчикам.
8.Д/з
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.