Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )

Комментарии преподавателя

1. НОТ учащихся

2. Психологический настрой учащихся

Корректировка знаний:

- Почему местоимение имеет такое название?

- Чем отличаются местоимения от этих частей речи?

- Сколько разрядов местоимений в русском языке?

3. Основная часть.

Слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас урок-презентация «Морфологический разбор местоимения». Лексическая тема нашего урока посвящена А.С.Пушкину, его творчеству.

Сегодня на уроке мы свяжем свои знания о местоимениях с творчеством великого гения.

 

Алгоритмический. « Разряды местоимений»

Задание: Записать все разряды местоимений( слайд№1)

 

Усвоение новых знаний.(Объяснение учебного материала слайд№2)

 

Морфологический разбор местоимения.

План разбора.

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки.

1. Начальная форма( И.п.ед.ч)

2. Постоянные признаки: а) разряд б)лицо(у личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: а) падеж б)число ( если есть) в) род( если есть)

 

3. Синтаксическая роль.

 

Выборочный диктант ( слайд №3)

Задание: Прочитайте отрывок. Из какого произведения А.С.Пушкина Он взят? Выпишите местоимение. Определите их разряд.

 

 

Мой дядя самых честных правил…

 

 

Морфологический разбор местоимений

 

 

МОЙ СЕБЯ ОН КАКОЕ

 

 

. Подумайте

 

Задание: Поставьте возвратное местоимение себя в нужной форме. Обозначьте падеж. Из каких стихотворений взяты строки?

 

1. Я памятник воздвиг … нерукотворный…

 

2. Она кругом… взирает

 

3. И мне порукой ваша честь,

И смело ей… вверяю…

 

( ключ: 1. «Памятник» себя Д.п)

2. «Красавица» себя Р.п)

3. отрывок из письма Т.к Онегену себя Р.п)

 

« Пропавшие Местоимения».

Задание: Какие местоимения выпали из текста? Из каких произведений эти строки? Просклоняйте местоимения по падежам.

 

1) … друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

2) И я забыл… голос нежный…небесный черты.

3) Друзья…! Прекрасен… союз!

 

 

( ключ: Притяжат. Местоимения

1. «К Чаадаеву» мой;

2. «К» твой, твои

3. «Друзьям- лицеистам» мои, наши.

 

«Творческий поиск» (слайд№6)

Задание: Перед вами письмо Татьяны к Онегину. Ваша задача выписать все встретившиеся местоимения.

 

 

Письмо Татьяны к Онегину.

 

Личные

 

Возвратные

 

Притяжательные

 

Вопросительные

 

Относительные

 

Неопределенные

 

Отрицательные

 

Определительные

 

Указательные

 

«Конструирование предложений»

 

Задание: Ответьте на вопросы. Переделайте вопросительные предложения так, чтобы вопросительные местоимения превратились в относительные. Какие предложения получились? Синтаксический разбор.

 

1. Кто написал роман «Евгений Онегин?»

2. Как начинается письмо Татьяны?

Какие произведения Пушкина были переведены Абаем на казахский язык?

( ключ:1. Мы узнали, кто написал роман « Евгений Онегин)

2. (Вспомните, как начинается письмо Татьяны)

3. Учитель рассказал нам о том, какие произведения Пушкина были переведены Абаем на казахский язык.

 

Самостоятельная работа.

За год до своей смерти 1836 г., как бы подводя итог своей поэтической деятельности, А С Пушкин написал стихотворение. Узнайте по строчкам стихотворение….

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

 

( ключ: Стихотворение « Памятник»)

 

 

И сегодня спустя годы мы читаем Пушкина и каждый раз он удивляет и впечатляет нас своим творчеством, своим упорством и целеустремленностью. Так пусть же звенит звонок, заканчивается урок, а встречи с великим поэтом у нас продолжаются.

 

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

 

Д/З: Из данного отрывка вып-ть все местоимения. Произвести морфологический разбор. Всем спасибо!

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.