Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )
Морфология и орфография. Местоимение как часть речи. 6 класс ( урок 131-153 )
Комментарии преподавателя
1. НОТ учащихся
2. Психологический настрой учащихся
Корректировка знаний:
- Почему местоимение имеет такое название?
- Чем отличаются местоимения от этих частей речи?
- Сколько разрядов местоимений в русском языке?
3. Основная часть.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас урок-презентация «Морфологический разбор местоимения». Лексическая тема нашего урока посвящена А.С.Пушкину, его творчеству.
Сегодня на уроке мы свяжем свои знания о местоимениях с творчеством великого гения.
Алгоритмический. « Разряды местоимений»
Задание: Записать все разряды местоимений( слайд№1)
Усвоение новых знаний.(Объяснение учебного материала слайд№2)
Морфологический разбор местоимения.
План разбора.
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки.
1. Начальная форма( И.п.ед.ч)
2. Постоянные признаки: а) разряд б)лицо(у личных местоимений)
3. Непостоянные признаки: а) падеж б)число ( если есть) в) род( если есть)
3. Синтаксическая роль.
Выборочный диктант ( слайд №3)
Задание: Прочитайте отрывок. Из какого произведения А.С.Пушкина Он взят? Выпишите местоимение. Определите их разряд.
Мой дядя самых честных правил…
Морфологический разбор местоимений
МОЙ СЕБЯ ОН КАКОЕ
…. Подумайте
Задание: Поставьте возвратное местоимение себя в нужной форме. Обозначьте падеж. Из каких стихотворений взяты строки?
1. Я памятник воздвиг … нерукотворный…
2. Она кругом… взирает
3. И мне порукой ваша честь,
И смело ей… вверяю…
( ключ: 1. «Памятник» себя Д.п)
2. «Красавица» себя Р.п)
3. отрывок из письма Т.к Онегену себя Р.п)
« Пропавшие Местоимения».
Задание: Какие местоимения выпали из текста? Из каких произведений эти строки? Просклоняйте местоимения по падежам.
1) … друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
2) И я забыл… голос нежный…небесный черты.
3) Друзья…! Прекрасен… союз!
( ключ: Притяжат. Местоимения
1. «К Чаадаеву» мой;
2. «К» твой, твои
3. «Друзьям- лицеистам» мои, наши.
«Творческий поиск» (слайд№6)
Задание: Перед вами письмо Татьяны к Онегину. Ваша задача выписать все встретившиеся местоимения.
Письмо Татьяны к Онегину.
Личные
Возвратные
Притяжательные
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Определительные
Указательные
«Конструирование предложений»
Задание: Ответьте на вопросы. Переделайте вопросительные предложения так, чтобы вопросительные местоимения превратились в относительные. Какие предложения получились? Синтаксический разбор.
1. Кто написал роман «Евгений Онегин?»
2. Как начинается письмо Татьяны?
Какие произведения Пушкина были переведены Абаем на казахский язык?
( ключ:1. Мы узнали, кто написал роман « Евгений Онегин)
2. (Вспомните, как начинается письмо Татьяны)
3. Учитель рассказал нам о том, какие произведения Пушкина были переведены Абаем на казахский язык.
Самостоятельная работа.
За год до своей смерти 1836 г., как бы подводя итог своей поэтической деятельности, А С Пушкин написал стихотворение. Узнайте по строчкам стихотворение….
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.
( ключ: Стихотворение « Памятник»)
И сегодня спустя годы мы читаем Пушкина и каждый раз он удивляет и впечатляет нас своим творчеством, своим упорством и целеустремленностью. Так пусть же звенит звонок, заканчивается урок, а встречи с великим поэтом у нас продолжаются.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Д/З: Из данного отрывка вып-ть все местоимения. Произвести морфологический разбор. Всем спасибо!
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.