Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Комментарии преподавателя

Тема. Разноспрягаемые глаголы.

Цели:1.Повторить теорию о спряжении глагольных форм;

2. Развивать умения грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи; быстро и верно определять спряжение глагола, верно изменять глагол по лицам и числам.

3.Воспитывать аккуратность.

 

Оборудование: учебник, таблица спряжения глаголов.

Ход урока

І.Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания. Прочитать, отгадать загадки. Определить спряжение глаголов.

1. Воет,свистит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его.

 

2. У нашей Анютки

Зверь в атласной шкурке,

Возле печки греется,

Без водички моется.

 

3. Меня режут-трут,

Колотят-бьют,

А я все терплю-

Людям добром плачу.

 

Фронтальный опрос.

-Что такое спряжение?

-Как может изменяться глагол?

-Какие типы спряжения вы знаете?

-В чем заключается различие между спряжениями?

 

ІІІ. Изучение новой темы.

Слово учителя. В старославянском языке, который оказал большое влияние на современный русский язык, понятия «спряжение» не было. Да и сами глаголы имели несколько иную форму и изменялись другими способами. Так, глаголы в неопределенной форме имели окончание –ти: быти, ясти, възяти, положити.

На определение типа спряжения оказывал влияние на суффикс глагола, а последний звук основы. По этим звукам выделялись семь глагольных классов: ео, не/но, йе/йо,и.

-Подумайте, какие глагольные классы стали основой современного І спряжения, какие-ІІ. ( ІІ спр.—и, І спр.- все остальные.)

Однако вскоре система стала меняться, пока не пришла к современному виду с двумя типами спряжения. Три глагола так и не нашли свое место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу. Эти слова: бежать, хотеть, чтить, а также образованные от них формы. Для того, чтобы убедиться в том, что данные глаголы «ведут» себя нестандартным образом, проспрягаем их и сравним личные окончания этих глаголов с окончаниями, приведенными в таблице.

 

Флипчарт Личные окончания глаголов

Число Лицо І спр. ІІ спр.

Единственное 1 -у (-ю) -у (-ю)

2 -ешь -ишь

3 -ет -ит

Множественное 1 -ем -им

2 -ете -ите

3 -ут (-ют) -ат (-ят)

 

 

Число Лицо Бежать Хотеть Чтить

Единственное 1

2

3 бегу

бежишь

бежит хочу

хочешь

хочет чту

чтишь

чтит

Множественное 1

2

3 бежим

бежите

бегут хотим

хотите

хотят чтим

чтите

чтят

 

Таким образом, становится ярко заметна разница в спряжении глаголов. Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по принципу І спр., а во мн. ч.- по принципу ІІ спр. Глагол бежать спрягается по принципу ІІ спр., но в форме мн.ч. 3-го лица имеет окончание глагола І спр., также как и глагол чтить.

Задание. Попробуйте сначала письменно, а затем устно сформулировать определение термина «разноспрягаемые глаголы». (Разноспрягаемые глаголы- три глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как І, так и ІІ спряжения). Объяснить значение 5-го предложения.

 

ІҮ. Закрепление.

Задание №1. Списать, подчеркнуть разноспрягаемые глаголы. Надписать сверху, в каком лице и числе они находятся.

Чт(я)т ветераны этот грустный праздник. Коль хоч(е)шь радости Отчизне, трудись не покладая рук. Облака пробега(ю)т над морем. Вода беж(и)т из крана тонкой струйкой. Почита(е)шь ли ты заветы стариков? Я бег(у) по лугу. Кто хоч(е)т, тот добьется. Тропинка беж(и)т в гору.

Задание №2. Поставить глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы и поговорки.

1.(Быть), (стараться)- все (мочь) ( удастся).2. Язык мягок, что ( хотеть), то и ( лопотать).3. Что себе не ( хотеть), то и другому не (делать).4. Добрая слава ( лежать), а худая (бежать).5. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) (жить) счастливо.

Задание №2. Составить словосочетания «глагол+ существительное», где глагол был бы главным членом, используя пиведенные ниже глаголы в форме 3-го лица ед.ч. настоящего времени.

Сообщать (что?)..., уведомить ( о чем?)... .

Хвалить (кого?)..., осуждать (за что?)... .

Обвинять (в чем?)..., восхищаться (кем?)... .

Понять (что?)..., вникнуть (во что?)...., додуматься ( до чего?).... .

 

Ү. Подведение итогов урока.

--Что такое спряжение глагола?

-Что такое разноспрягаемые глаголы?

-В чем заключается разница в спряжении разноспрягаемых глаголов по сравнению с глаголами І и ІІ спряжения?

 

ҮІ. Домашнее задание.

Подобрать к данным существительным еще несколько глаголов, которыми можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.

Солнце закатывается.... .Луна сияет.... .Пламя трепещет.... .

№2 Списать предложения. Какие значения слова идти представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.

1.Идут солдаты бодрым шагом.2. Старик медленно идет. 3. Снег идет целый день.4.Дождь идет целый день. 5.Я иду на риск. 6. Ей очень идет это платье. 7.В этом году Мария идет в институт.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.