Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Комментарии преподавателя

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование: таблицы по теме «Глагол», карточки с заданиями для учащихся, рисунки детей на тему «Портрет глагола», сочинения-миниатюры на заданные темы, вопросы для проведения лингвистической викторины, плакат с эпиграфом к уроку.

I..Организационный этап. Постановка цели, мотивация учения

– Здравствуйте, ребята! Сегодня проводится урок на тему… Цели урока…

Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!

– Эти слова и являются девизом сегодняшнего занятия. А начнём мы урок с орфоэпического диктанта.

II.Орфоэпический диктант

(Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.)
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.

III. Работа по развитию связной речи учащихся

1. Демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола».

– Ребята, а каким вы представляете глагол? Группа художников в составе четырёх учащихся вашего класса нарисовала портрет глагола. Предоставим им слово.

2. Представление детьми сочинений – миниатюр заданной тематики.
– А писатели наблюдали за природой, прислушивались к звукам. Им нужно было написать сочинение – миниатюру на темы: «Лес проснулся», «Звуки весеннего леса», «На берегу лесной речки».

(2–3 ученика представляют свои работы. В это время остальные дети внимательно слушают, отвечают на вопросы: тема и идея сочинения; стиль и тип речи; роль глаголов в тексте.)

IV. Слово учителя

– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

(Эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку.)

– Ребята, сама королева Морфология прислала вам вопросы для проведения лингвистической викторины по теме «Глагол».

V. Повторение изученного. Лингвистическая викторина

Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.

1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Дайте характеристику наклонений глагола.
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
7. В чём особенность безличных глаголов?
8. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
9. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
10. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?
11. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
12. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах глаголов, в окончаниях глаголов?

VI. Закрепление материала

1. На доске, разделённой на четыре части, учащиеся выполняют задания по карточкам.

Два консультанта проверят, оценят работу одноклассников и ответят на дополнительные вопросы.

Карточка № 1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?

1) Тот труда не бои (т, ть) ся, кто умеет труди (т, ть)ся .
2) Дело мастера бои (т,ть)ся.
3) Человек по делу узнаё (т, ть) ся.
4) Надо труди(т, ть) ся, а не лени (т,ть)ся.

Карточка № 2.

Списать, раскрыть скобки.

(Не) чувствовал усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здоровится, (не) прикасался к проводам, (не) участвовал в разговоре.

– На какое правило данные примеры?

Карточка № 3.

Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

– Расскажите о переходных и непереходных глаголах.

Карточка № 4.

Списать, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы глаголов.

Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.

– Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.
– А мы в это время в тетрадях и на доске выполним морфологический разбор глагола никнут.

К доске вызывается один ученик.

Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.

Проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные консультанты. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка.

Вопросы I консультанту:

– Какова синтаксическая роль глагола в предложении?
– Восстановить порядок действий, который помогает правильно определить написание -ться и -тся в глаголах.

Вопросы II консультанту:

– Назвать постоянные признаки глагола.
– Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

2.Стилистический эксперимент.

А) Задание: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо путнику, (…) по листьям, (…) дверь в избе и (…) в кустах…(И.Гончаров.)

Глаголы, использованные автором: пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих.

Задание выполняется в паре на заготовленных карточках.

Б) Даны глаголы: окружали, окаймляли, покрывались, подёргивались.

Задание: выберите, какие из них уместны в следующих двух предложениях.

1) Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, … старые ветлы.
2) Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг… серебристой сединой.

Задание выполняется устно, индивидуально.

3. Разбор слов по составу: оказывается, вылетишь, ложиться, приближался.

Выполняется на доске и в тетрадях.

4. Выборочная работа.

Задание: из предложений выбрать и записать глаголы (I вар.) изъявительного, (II вар.) условного, (III вар.) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

5. Задание «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

6.

А) Игра «Составь слово».

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

Б) «Четвёртый лишний».

Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.

Задание: отгадайте загадки, выпишите из них глаголы, укажите время и вид.

1) Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса. (Велосипед)

2) Шёл – шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал. (Снег)

3) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)

VII. Подведение итогов урока

Слово учителя. Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

VIII. Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Файлы