11 класс. Обществознание. Наука
11 класс. Обществознание. Наука
Комментарии преподавателя
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. (Рис. 1)
Рис. 1. Наука (Источник)
Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
С помощью научного познания становятся достижимыми явления, связи, отношения, существующие объективно, т. е. независимо от воли и мнения людей. Например, сформулированные в физике законы термодинамики никто не может «отменить», подвергнуть сомнению, так как они объективны.
Наука – сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Функции современной науки
1. Культурно-мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему. (Рис. 2)
Рис. 2. Научный подход помогает рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры (Источник)
2. Познавательно-объяснительная – осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. (Рис. 3)
Рис. 3. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир (Источник)
3. Прогностическая – осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению. (Рис. 4)
Рис. 4. Прогнозировать будущее возможно с помощью научных методов, а также возможно предвидеть сам результат предсказания (Источник)
Результатом научной деятельности является система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления.
Особенности науки
1.Целью научного познания является исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе.
2. Научное знание не зависит от влияния познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности, научное знание не может быть субъективным.
3. Научное познание рационально.
4. Научное знание имеет системный характер. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, которые раскрывают законы и закономерности, действующие в исследуемой области. При этом элементы научного знания не должны противоречить друг другу.
5. Научное познание доказательно, то есть истина научного знания должна быть обоснована.
6. Научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы.
7. Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Но каждая наука имеет свой собственный предмет – ту относительно самостоятельную сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки.
8. Наука имеет свой специфический язык, с помощью которого обозначаются понятия и категории.
9. Наличие собственной совокупности методов исследования.
Научные методы
Метод – это способ познания объекта изучения.
1. Философские методы определяют наиболее общие подходы и принципы научного исследования – диалектический и метафизический методы.
2. Общенаучные методы применяются во всех науках – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и др.
3. Частнонаучные методы применяются той или иной наукой и обусловлены природой изучаемого объекта – метод опросов (социология).
Классификация наук
1. Естественные – науки о природе: физика, химия, биология и т. д. (Рис. 5)
Рис. 5. Физические, химические явления (Источник)
2. Гуманитарные – науки об обществе: история, социология, политология и т. д. (Рис. 6)
Рис. 6. Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII в. (Источник)
Гуманитарные науки – это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
1. Абстрактные – науки об идеальных объектах, т. е. объектах, созданных человеческим сознанием: математика, логика. (Рис. 7)
Рис. 7. Евклид (греч. около 365 – около 300 до н. э.) – древнегреческий математик и признанный основоположник математики (Источник)
Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют научно логическим выводом.
Внутренние законы науки:
- преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);
- чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»; фундаментальных законов и принципов (научные революции);
- сочетание процессов дифференциации и интеграции;
- углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно, науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YiGxFm5MldQ
источник преентации - http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_nauka_quot_dlja_11_klassa_profil/7-1-0-137
http://www.youtube.com/watch?v=nROjktnOytw
http://www.youtube.com/watch?v=aI0P7ZpTYFo