11 класс. Обществознание. Мораль

11 класс. Обществознание. Мораль

Духовно-нравственная сфера жизни общества. Мораль.

Комментарии преподавателя

 

Осо­бую роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии жизни об­ще­ства и по­ве­де­ния людей иг­ра­ет мо­раль.

Мо­раль (нрав­ствен­ность) как форма ду­хов­ной жизни и как со­ци­аль­ный ре­гу­ля­тор воз­ник­ла уже в пер­во­быт­ном об­ще­стве. Ее по­яв­ле­ние обу­слов­ле­но пре­жде всего необ­хо­ди­мо­стью ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, когда че­ло­век на­чи­на­ет осо­зна­вать себя лич­но­стью, когда за­рож­да­ет­ся по­треб­ность в за­щи­те прин­ци­пов гу­ма­низ­ма, добра и спра­вед­ли­во­сти.

Мо­раль (от лат. moralis, mores – нрав­ствен­ный, от­но­ся­щий­ся к нраву, ха­рак­те­ру) – это спе­ци­фи­че­ский спо­соб ре­гу­ля­ции об­ще­ствен­ной жизни с по­зи­ций гу­ма­низ­ма, добра и спра­вед­ли­во­сти, осу­ществ­ля­е­мый при по­мо­щи тре­бо­ва­ний к по­ве­де­нию людей и опи­ра­ю­щий­ся на об­ще­ствен­ное мне­ние и внут­рен­ние убеж­де­ния че­ло­ве­ка.К мо­ра­ли от­но­сят также и пси­хо­ло­ги­че­ские ас­пек­ты – эмо­ции, пе­ре­жи­ва­ния и т. п.

Марк Туллий Цицерон – древнеримский политик, философ, оратор. Ввёл понятие морали

Рис. 1. Марк Тул­лий Ци­це­рон – древ­не­рим­ский по­ли­тик, фи­ло­соф, ора­тор. Ввёл по­ня­тие мо­ра­ли (Ис­точ­ник).

По во­про­су про­ис­хож­де­ния мо­ра­ли име­ет­ся ряд точек зре­ния:

- на­ту­ра­ли­сти­че­ский под­ход – мо­раль при­су­ща че­ло­ве­ку от при­ро­ды и яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том био­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия;

- тео­ло­ги­че­ский под­ход – мо­раль да­ро­ва­на че­ло­ве­ку Богом;

- со­цио­ло­ги­че­ский под­ход – мо­раль по­яв­ля­ет­ся в про­цес­се ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ства на­ря­ду с пра­вом, по­ли­ти­кой и от­ра­жа­ет раз­лич­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские ин­тересы людей;

- куль­ту­ро­ло­ги­че­ский под­ход – мо­раль яв­ля­ет­ся одним из эле­мен­тов куль­ту­ры, ре­гу­ли­ру­ю­щих со­ци­аль­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка.

Со­дер­жа­ние мо­ра­ли не сво­дит­ся к со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским и по­ли­ти­че­ским ин­те­ре­сам людей. На­ли­чие мо­ра­ли сви­де­тель­ству­ет о при­зна­нии об­ще­ством того про­сто­го факта, что жизнь, ин­те­ре­сы от­дель­но­го че­ло­ве­ка, «сты­ков­ка» лич­ных и об­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов га­ран­ти­ро­ва­ны толь­ко в том слу­чае, если обес­пе­че­но устой­чи­вое един­ство и по­ря­док об­ще­ства в целом.

С точки зре­ния струк­ту­ры мо­ра­ли, мо­раль­ные тре­бо­ва­ния и пред­став­ле­ния при­ни­ма­ют самые раз­но­об­раз­ные формы по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку, ока­зы­вая ре­гу­ля­тив­ное воз­дей­ствие на него.

Мо­раль­ные нормы и прин­ци­пы воз­ни­ка­ют в опре­де­лен­ных жиз­нен­ных усло­ви­ях в рам­ках раз­лич­ных групп об­ще­ства, а затем могут рас­про­стра­нять­ся на более ши­ро­кий круг субъ­ек­тов, ста­но­вят­ся устой­чи­вы­ми пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния. Нель­зя точно ука­зать ни время, ни при­чи­ны, ни по­ря­док воз­ник­но­ве­ния тех или иных эти­че­ских норм, ни сро­ков их дей­ствия.

По сво­е­му со­дер­жа­нию мо­раль­ные нормы в об­ще­стве не од­но­знач­ны. Это обу­слов­ле­но су­ще­ство­ва­ни­ем так на­зы­ва­е­мой груп­по­вой мо­ра­ли, т. е. си­сте­мы нрав­ствен­ных норм ка­кой-ли­бо со­ци­аль­ной груп­пы, слоя, ко­то­рая может не сов­па­дать с об­ще­ствен­ной мо­ра­лью. (Рис. 2)

Пример морали криминальной части общества, где групповая мораль особого типа, вступает в конфликт с общественной моралью

Рис. 2. При­мер мо­ра­ли кри­ми­наль­ной части об­ще­ства, где груп­по­вая мо­раль осо­бо­го типа, всту­па­ет в кон­фликт с об­ще­ствен­ной мо­ра­лью (Ис­точ­ник).

Мо­раль­ные тре­бо­ва­ния и пред­став­ле­ния:

1. нормы по­ве­де­ния (рис. 3)

«Не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.

Рис. 3. «Не лги»; «не укра­ди»; «не убий»; «по­чи­тай стар­ших» и т. д. (Ис­точ­ник).

2. мо­раль­ные ка­че­ства (рис. 4)

Доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.

Рис. 4. Доб­ро­же­ла­тель­ность; спра­вед­ли­вость; муд­рость и т. д. (Ис­точ­ник).

3. нрав­ствен­ные прин­ци­пы (рис. 5)

Коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.

Рис. 5. Кол­лек­ти­визм – ин­ди­ви­ду­а­лизм; эго­изм – аль­тру­изм и т. д. (Ис­точ­ник).

4. мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы (рис. 6)

Долг, совесть

Рис. 6. Долг, со­весть (Ис­точ­ник)

5. выс­шие мо­раль­ные цен­но­сти (рис. 7)

Смысл жизни; свобода; счастье и т. д.

Рис. 7. Смысл жизни; сво­бо­да; сча­стье и т. д. (Ис­точ­ник)

Важ­ней­шие функ­ции мо­ра­ли в об­ще­стве:

- ре­гу­ля­тив­ная – ре­гу­ли­ро­ва­ние по­ве­де­ния че­ло­ве­ка во всех сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни.

-  цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ная – утвер­жде­ние че­ло­ве­че­ско­го в че­ло­ве­ке, по­сколь­ку мо­раль яв­ля­ет­ся жиз­нен­ным ори­ен­ти­ром, в ко­то­ром вы­ра­жа­ет­ся стрем­ле­ние че­ло­ве­ка к са­мо­со­вер­шен­ство­ва­нию.

- мо­ти­ва­ци­он­ная –  мо­раль­ные прин­ци­пы мо­ти­ви­ру­ют че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние, т. е. вы­сту­па­ют как при­чи­ны и по­буж­де­ния, вы­зы­ва­ю­щие у лич­но­сти же­ла­ние что-то сде­лать (или, на­о­бо­рот, не сде­лать). Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­но­го об­ли­ка лич­но­сти.

- кон­сти­ту­тив­ная (от лат. constitus – утвер­див­ший­ся, уста­нов­лен­ный) – прин­ци­пы нрав­ствен­но­сти – выс­шие, гла­вен­ству­ю­щие над всеми дру­ги­ми фор­ма­ми ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния людей. Без­нрав­ствен­ность недо­пу­сти­ма нигде.

-  ко­ор­ди­на­ци­он­ная – обес­пе­че­ние един­ства и со­гла­со­ван­но­сти вза­и­мо­дей­ствия людей в самых раз­но­об­раз­ных об­сто­я­тель­ствах. Со­блю­де­ние лю­дь­ми еди­ных и все­об­щих нрав­ствен­ных прин­ци­пов де­ла­ет их по­ве­де­ние пред­ска­зу­е­мым, что имеет огром­ное зна­че­ние в ор­га­ни­за­ции кол­лек­тив­ной жизни людей.

В мо­раль­ной ре­гу­ля­ции осо­бую роль иг­ра­ет спо­соб­ность че­ло­ве­ка са­мо­сто­я­тель­но опре­де­лять линию по­ве­де­ния в об­ще­стве без по­все­днев­но­го внеш­не­го кон­тро­ля, со­об­ра­зу­ясь толь­ко с со­ве­стью, че­стью, чув­ством соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства. В спо­соб­но­сти и уме­нии че­ло­ве­ка адек­ват­но сле­до­вать прин­ци­пам мо­ра­ли в из­ме­ня­ю­щих­ся об­сто­я­тель­ствах за­клю­ча­ет­ся нрав­ствен­ная куль­ту­ра.

Нрав­ствен­ная куль­ту­ра лич­но­сти – сте­пень вос­при­я­тия ин­ди­ви­дом нрав­ствен­но­го со­зна­ния и куль­ту­ры об­ще­ства. Нрав­ствен­ная куль­ту­ра лич­но­сти яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем того, на­сколь­ко глу­бо­ко и ор­га­нич­но тре­бо­ва­ния нрав­ствен­но­сти во­пло­ти­лись в по­ступ­ках че­ло­ве­ка бла­го­да­ря вли­я­нию об­ще­ства.

Под воз­дей­стви­ем раз­но­об­раз­ных фак­то­ров – жиз­нен­но­го опыта, вос­пи­та­ния, эти­че­ско­го про­све­ще­ния и ис­кус­ства – лич­ность с той или иной сте­пе­нью пол­но­ты ак­ку­му­ли­ру­ет в своем со­зна­нии и по­ве­де­нии до­сти­же­ния нрав­ствен­ной куль­ту­ры об­ще­ства.

За­да­ча фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ной куль­ту­ры лич­но­сти за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­стиг­нуть оп­ти­маль­но­го со­че­та­ния тра­ди­ци­он­но­го и твор­че­ско­го эле­мен­тов, со­еди­нить кон­крет­ный опыт лич­но­сти с бо­гат­ством об­ще­ствен­ной мо­ра­ли.

Хотя боль­шин­ство мо­раль­ных норм – это непи­са­ные за­по­ве­ди и тре­бо­ва­ния, мно­гие из них со­дер­жат­ся, на­при­мер, в про­грамм­ных и устав­ных до­ку­мен­тах раз­лич­ных об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, ли­те­ра­тур­ных и ре­ли­ги­оз­ных па­мят­ни­ках, ис­то­ри­че­ских ле­то­пи­сях.

Стоит также ука­зать, на един­ство и вза­и­мо­дей­ствие права и мо­ра­ли.

1. И нормы права, и нормы мо­ра­ли – раз­но­вид­ность со­ци­аль­ных норм.

2. Нормы права и нормы мо­ра­ли имеют один и тот же объ­ект ре­гу­ли­ро­ва­ния – об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

3. Нормы права и нормы мо­ра­ли опре­де­ля­ют гра­ни­цы долж­ных и воз­мож­ных по­ступ­ков чле­нов об­ще­ства.

4. Нормы права и нормы мо­ра­ли ре­ша­ют одну за­да­чу – упо­ря­до­чить об­ще­ствен­ную жизнь.

5. Мо­раль осуж­да­ет все пра­во­на­ру­ше­ния и осо­бен­но пре­ступ­ле­ния.

6. Мо­раль со­став­ля­ет ос­но­ву права. Право ино­гда опре­де­ля­ют как «юри­ди­че­ски оформ­лен­ную нрав­ствен­ность».

7. Фак­ти­че­ские об­сто­я­тель­ства мно­гих юри­ди­че­ских дел оце­ни­ва­ют­ся через нрав­ствен­ные кри­те­рии, на­при­мер уни­же­ние чести и до­сто­ин­ства, по­ня­тий ци­низ­ма, низ­мен­ных по­буж­де­ний и др.

Это го­во­рит о том, что, с одной сто­ро­ны, мо­раль­ные нормы могут быть ос­но­ва­ни­ем юри­ди­че­ской оцен­ки, а с дру­гой – на­ру­ше­ние мо­раль­ных прин­ци­пов яв­ля­ет­ся в неко­то­рых слу­ча­ях ос­но­ва­ни­ем для на­ступ­ле­ния пра­во­вых по­след­ствий (санк­ций).

8. Го­су­дар­ство ока­зы­ва­ет вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние мо­ра­ли. Такое вли­я­ние ока­зы­ва­ет­ся и через право, и по­ли­ти­ку, и идео­ло­гию – всю си­сте­му от­но­ше­ний в об­ще­стве и го­су­дар­стве.

Также име­ют­ся и от­ли­чия между пра­вом и мо­ра­лью:

По про­цес­су фор­ми­ро­ва­ния:

- Нормы права ис­хо­дят от го­су­дар­ства, им же от­ме­ня­ют­ся, до­пол­ня­ют­ся либо из­ме­ня­ют­ся.

- Мо­раль­ные уста­нов­ки со­зда­ют­ся всем об­ще­ством в про­цес­се вза­им­но­го об­ще­ния людей.

 По форме за­креп­ле­ния:

Пра­во­вые нормы за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных юри­ди­че­ских актах (за­ко­нах, ука­зах, по­ста­нов­ле­ни­ях).

- Нормы мо­ра­ли, в боль­шин­стве слу­ча­ев, не имеют чет­ких форм вы­ра­же­ния, а воз­ни­ка­ют и су­ще­ству­ют в со­зна­нии людей.

По ха­рак­те­ру ре­гу­ля­тив­но­го воз­дей­ствия:

- Нормы права ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния между субъ­ек­та­ми с точки зре­ния их юри­ди­че­ских прав и обя­зан­но­стей, пра­во­мер­но­го – непра­во­мер­но­го, за­кон­но­го – неза­кон­но­го, на­ка­зу­е­мо­го – нена­ка­зу­е­мо­го.

- Мо­раль под­хо­дит к че­ло­ве­че­ским по­ступ­кам с по­зи­ции добра и зла, чест­но­го и бес­чест­но­го, бла­го­род­но­го и небла­го­род­но­го, со­ве­сти, долга и т. д. Мо­раль­ные нормы воз­дей­ству­ют путем фор­ми­ро­ва­ния внут­рен­них ре­гу­ля­то­ров лич­но­сти: цен­но­стей, мо­ти­вов, уста­но­вок и т. п.

По спо­со­бу обес­пе­че­ния:

- Право обес­пе­чи­ва­ет­ся го­су­дар­ством через ап­па­рат при­нуж­де­ния, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет со­блю­де­ние пра­во­вых норм и на­ка­зы­ва­ет их на­ру­ши­те­лей (при­ме­ня­ет юри­ди­че­ские санк­ции).

- Мо­раль опи­ра­ет­ся на силу об­ще­ствен­но­го мне­ния. Само об­ще­ство (его часть) ре­ша­ет, как воз­дей­ство­вать на не со­блю­да­ю­щих мо­раль­ные за­пре­ты. На­ру­ше­ние норм мо­ра­ли не вле­чет за собой вме­ша­тель­ства офи­ци­аль­ной вла­сти, при­ме­не­ния юри­ди­че­ских санк­ций.

По сфе­рам дей­ствия:

- Право ре­гу­ли­ру­ет не все, а лишь наи­бо­лее важ­ные об­ла­сти об­ще­ствен­ной жизни (соб­ствен­ность, власть, управ­ле­ние, пра­во­су­дие).

- Сфера мо­ра­ли шире пра­во­вой. Мо­раль­ные нормы оце­ни­ва­ют прак­ти­че­ски все виды и формы вза­и­мо­от­но­ше­ний между лю­дь­ми, как, на­при­мер, лю­бовь, друж­ба, вза­и­мо­по­мощь, вкусы, мода, лич­ные при­стра­стия и т. д.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/moral-2

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gCjJ9hMEop4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zC78qeJ4L7I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=64KEDUNRNwM

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html

http://www.youtube.com/watch?v=xXjnSpIcj0Q

Файлы