11 класс. Алгебра. Интеграл. Первообразная. Неопределенный и определенный интеграл.
11 класс. Алгебра. Интеграл. Первообразная. Неопределенный и определенный интеграл.
Комментарии преподавателя
1. Идея и методы решения задач, приводящих к понятию определенных интегралов
Первая задача. Задача о площади криволинейной трапеции.
Вторая задача. Задача о массе неоднородного стержня.
Третья задача. Задача о перемещении точки.
Мы рассмотрим идею и метод для решения этих задач.
2. Задача 1
Первая задача. (О площади криволинейной трапеции)
Формулируется следующим образом:
Найти площадь фигуры, ограниченную линиями: на отрезке ,
– ось . Найти площадь . Особенность заключается в том, что верхняя линия в криволинейной трапеции задается функцией. Идея метода – разбить отрезок на определенные маленькие отрезки и считать площади каждого прямоугольника (рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к первой задаче
Рассмотрим подробно первое действие. А именно разбиение отрезка на равных частей. Отрезок разбивается на равных частей точками .
Величина .
Важно отметить особенности построения. Если , независимо от того, разобьем мы отрезок на 100, 200 или больше частей.
Второе действие. Зафиксируем и приближенно найдем площадь в
Как мы это сделаем? Площадь искомой криволинейной трапеции заменим поступенчастой линией. Значение функции на отрезке [] мы заменим значением функции в левом конце . Таким образом, мы имеем прямоугольники. У них одинаковые основания. А высота – значения функции в левом конце.
Площадь первого прямоугольника .
Площадь второго прямоугольника .
И так далее.
Таким образом, мы разбили площадь на отдельные прямоугольники, сосчитали площадь каждого прямоугольника и суммируем эти площади, получаем:
. Итак, при фиксированном примерное значение функции мы имеем. Но это примерное. Как получить точное?
Устремим . Тогда ступенчатая ломаная будет стремиться занять положение функции . И сумма будет стремиться к искомой площади. Более точно: .
3. Задача 2
Вторая задача. (О вычислении массы неоднородного стержня ).
Стержень неоднородный. Разместим его в координатной плоскости, как показано на рисунке.
Рис. 2. Иллюстрация ко второй задаче
Нам дано: Плотность , .
Найти: Массу стержня.
Рассмотрим частный случай, когда стержень однородный (). Тогда масса стержня легко считается. . Но у нас стержень неоднородный, величина – непостоянная, надо найти массу такого стержня. Метод решения этой задачи аналогичен методу решения, который мы использовали в первой задаче. А именно: разбиение стержня на равных частей с почти одинаковой плотностью на отрезке . Но массу стержня здесь мы умеем считать . Таким образом, разбили стержень и умеем считать массу каждого маленького отрезка этого стержня. Далее, как и в первой задаче, проведем необходимые вычисления на каждом отрезке.
;
;
………………
.
Складываем, получаем:
.
Ясно, что мы получили примерное значение искомой величины. Точность увеличивается, если увеличивается , . . Более точно:
4. Задача 3
Третья задача (о перемещении точки)
Дано: скорость точки .
Найти: длину пути .
Суть задачи заключается в том, что по скорости надо найти длину пути.
Например, мы едем на машине, скорость в каждый момент времени мы знаем. Нужно вычислить путь.
Решение.
Рис. 3. Иллюстрация к третьей задаче
Разбиваем отрезок на равных отрезков ;
Далее вычисляем путь на каждом из отрезков
;
;
………………
.
Если отрезок маленький, то значение скорости – почти постоянная величина.
Суммируем все пути:
. Более точно: .
5. Одна математическая модель для трех задач
Итак, мы рассмотрели три задачи, которые описываются с помощью одной и той же математической модели (рис. 4).
Рис. 4. Математическая модель
О площади под кривой . Была дана функция Нужно было найти площадь криволинейной трапеции.
О массе стержня . Здесь – плотность. Требовалось найти массу . Масса равнялась площади под этой кривой.
О перемещении точки. Была дана . Скорость известна в каждый момент времени. Нужно было найти перемещение. Перемещение равнялось площади : .
6. Общий метод решения
То есть решение трех задач – это нахождение данной площади. Напомним метод, с помощью которого мы решали и пытались решить каждую из трех задач.
Общий метод решения задач (рис. 5):
Рис. 5. Общий метод решения задач
Разбиение отрезка на равных отрезков. Каждое Δx одинаковой длины.
Вычисление . То есть вычисление площади каждого из прямоугольников, площади под ступенчатой линией.
.
Если мы сумеем найти предел, то мы получим искомую площадь криволинейной трапеции: .
Обсудим все же идею суммирования:
Вот мы находим и устремляем . Но что это означает?
Каждый прямоугольник фиксирован, если – величина постоянная. Фиксирована высота и основание. Если , то сторона прямоугольника почти что равна нулю. И получается, что мы складываем почти отрезки. Во что же превращается прямоугольник, если почти равна нулю? Он превращается почти в отрезок. Получается, мы складываем бесконечно много площадей бесконечно малых.
Можно задать вопрос: существует ли такой предел таких сумм, которые называются интегральными? На школьном уровне нам понятно, что предел существует из геометрических соображений. И это площадь под криволинейной трапецией. Особую значимость представляет сам принцип бесконечного разбиения и суммирования бесконечного числа бесконечно малых площадей. И в результате, рано или поздно, мы получим искомую площадь.
В частном случае мы уже сейчас можем находить площади криволинейных трапеций.
7. Частный случай
Дано: Криволинейная трапеция
Найти:.
Решение.
Трапеция задана следующим образом (рис. 6):
Рис. 6. Трапеция ABCD
Полуокружность с центром в точке с радиусом ,
Чтобы найти площадь, нужно из площади прямоугольника вычесть площадь половины круга. .
Ответ:
Итак, мы рассмотрели три задачи, приводящие к понятию определенного интеграла.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/integralb/zadachi-privodyaschie-k-ponyatiyu-opredelennogo-integrala
http://www.youtube.com/watch?v=xeugqco4tzQ
http://www.youtube.com/watch?v=0JaoWe0ZE_A
http://mathematics-tests.com/matematika/11-klass/algebra-11-urok-zadanie-podvodyashie-k-ponyatiu-integral.pdf