11 класс. Обществознание. Социальные общности и институты
11 класс. Обществознание. Социальные общности и институты
Комментарии преподавателя
Мы часто слышим слово «институт» и сразу же представляем себе высшее образовательное учреждение. На самом деле это понятие более сложное и специализированное.
В научный оборот латинское слово institutum (устав, учреждение) ввёл американский социолог Т. Веблен. Одним из самых распространенных определений является следующее: социальный институт – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Институты оказывают влияние на поведение людей, определяя их статусно-ролевые характеристики. Целью социальных институтов является достижение стабильности в ходе развития общества. Отсюда, мы говорим, что они находятся в постоянном изменении и развитии.
Процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения социальных потребностей называют институализацией. Предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется в обществе, – это и есть результаты институализации.
В социологии выделяют несколько стадий институализации:
- Появление потребностей, которые можно удовлетворить в результате совместной деятельности.
- Выработка норм и правил, способных удовлетворить появившиеся потребности.
- Практическая реализация принятых норм и правил.
- Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Из этого следует, что социальные институты образуют находящиеся во взаимодействии индивиды. (Рис. 1)
Рис. 1. Образование социальных институтов (Источник)
В социологии выделяют пять главных социальных институтов: политические институты, экономические институты, институт семьи, социально-культурные институты, институт религии. Каждый из них имеет свои специфические характеристики и функции.
Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
1. политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
2. материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Политические институты (рис. 2) обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Рис. 2. Здание Государственной Думы РФ
Экономический институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей. Институты, относящиеся к экономической сфере: рынок, частная собственность, материальное производство, деньги и т. д. (Рис. 3)
Рис. 3. Биржа обеспечивает регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов
Социальные институты образования и науки обеспечивают социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). (Рис. 4) Главная функция системы образования – накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям.
Рис. 4. Лекционная аудитория вуза
Социальные институты семьи и брака, являются важнейшими социальными институтами. Помимо этого семья призвана выполнять следующие функции:
- Социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;
- Воспитание, социализация детей;
- Экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;
- Политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;
- Социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.
Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимные отношения, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. (Рис. 5)
Рис. 5. Расширенный тип семьи состоит из супружеской пары с детьми и из родственников, проживающих с ними.
Таким образом, мы отмечаем, что социальные институты организуют и упорядочивают социальную структуру, удовлетворяя тем самым потребности личности и общества.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/sotsialnye-obschnosti-i-instituty
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MEsqnMJkY80
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JPye8_GV30A
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2VaVeAa1vNw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=c8NIzpKEsHc
источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/