11 класс. Обществознание. Социальные нормы. Социальный контроль

11 класс. Обществознание. Социальные нормы. Социальный контроль

Комментарии преподавателя

Цен­но­сти – это то, что имеет для нас зна­чи­мость в нрав­ствен­ном, эс­те­ти­че­ском и по­зна­ва­тель­ном от­но­ше­нии. К при­ме­ру, оце­ни­ва­ет­ся пре­крас­ное или без­об­раз­ное, ис­тин­ное или лож­ное, доб­рое или злое и пр. Есть цен­но­сти идео­ло­ги­че­ские, ма­те­ри­аль­ные, эмо­ци­о­наль­ные, ви­таль­ные. Идео­ло­ги­че­ские цен­но­сти вклю­ча­ют в себя любые идеи, все, что свя­за­но с твор­че­ством, ре­ли­ги­оз­ные и по­ли­ти­че­ские идео­ло­гии, все, что свя­за­но с ин­фор­ма­ци­ей. Идео­ло­ги­че­ская цен­ность не ося­за­е­ма, она пред­став­ле­на в со­зна­нии че­ло­ве­ка ка­ки­ми-ли­бо сло­ва­ми и об­ра­за­ми.

Идея ви­та­ет в воз­ду­хе - kashamalasha.com

Ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти вклю­ча­ют в себя все, что непо­сред­ствен­но свя­за­но с день­га­ми в ши­ро­ком смыс­ле. Так, к ма­те­ри­аль­ным цен­но­стям сле­ду­ет от­не­сти день­ги, зар­пла­ты, на­коп­ле­ния, ка­рье­ру, место ра­бо­ты, долж­ность, пер­спек­ти­вы слу­жеб­но­го роста, про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние и т. д. Ма­те­ри­аль­ным цен­но­стям легко найти де­неж­ный эк­ви­ва­лент. (Рис. 2)

Ка­рье­ра может стать ча­стью твоей жизни - questersdaretochang

Эмо­ци­о­наль­ные цен­но­сти вклю­ча­ют в себя все пе­ре­жи­ва­ния ха­рак­тер­ные для че­ло­ве­ка. Это, ко­неч­но же, лю­бовь, друж­ба, нена­висть, месть, покой, ду­шев­ное рав­но­ве­сие, гор­дость и т. д. Эмо­ци­о­наль­ные цен­но­сти имеют внут­рен­нее пред­став­ле­ние, могут быть опи­са­ны сло­ва­ми, но они на­столь­ко субъ­ек­тив­ны, что каж­дый че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет их по-сво­е­му. (

Ви­таль­ные цен­но­сти вклю­ча­ют в себя все, что свя­за­но с самой жиз­нью: со­хра­не­ние жизни, со­хра­не­ние и укреп­ле­ние здо­ро­вья, про­дол­же­ние рода, дети, семья, эко­ло­гия, за­бо­та о ро­ди­те­лях и т. д. 

Здо­ро­вье и про­дол­же­ние рода – одни из глав­ных цен­но­стей че­ло­ве­че­ства - school41.tyumen-edu.ru

Но­си­те­лем цен­но­стей яв­ля­ет­ся лич­ность, по­сти­га­ю­щая их в опыте внут­рен­не­го при­ня­тия или от­тал­ки­ва­ния и осо­зна­ю­щая их сверх­лич­ный ха­рак­тер. Цен­но­сти необ­хо­ди­мы для раз­ли­чия целей, ко­то­рые ста­вит перед собой воля в де­я­тель­но­сти и по­ступ­ках че­ло­ве­ка; их место в мо­ти­ва­ции – глуб­же целей, норм и ин­те­ре­сов.

Цен­ность – это мир внут­рен­них устрем­ле­ний, она лишь ука­зы­ва­ет на нечто же­ла­е­мое. И если цен­ность даёт нам самое общее, аб­стракт­ное пред­став­ле­ние о же­ла­е­мом, со­ци­аль­ная норма до­ста­точ­но жёст­ко опре­де­ля­ет стан­дарт дей­ствия, ре­гу­ли­ру­ю­щий по­ве­де­ние людей в об­ще­стве.

Со­ци­аль­ная норма – уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло по­ве­де­ния, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ние между лю­дь­ми, об­ще­ствен­ную жизнь. Они опре­де­ля­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го по­ве­де­ния людей при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным усло­ви­ям их жиз­не­де­я­тель­но­сти.

Вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие виды со­ци­аль­ных норм: обы­чаи, тра­ди­ции, нормы мо­ра­ли, пра­во­вые, ре­ли­ги­оз­ные, по­ли­ти­че­ские, эс­те­ти­че­ские нормы. 

Обычай – укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие

 Обы­чай – уко­ре­нив­ше­е­ся, по­вто­ря­ю­ще­е­ся с дав­них пор в ка­ком-ли­бо об­ще­стве, дей­ствие

Тра­ди­ции – мно­же­ство пред­став­ле­ний, об­ря­дов, при­вы­чек и на­вы­ков прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, пе­ре­да­ва­е­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, вы­сту­па­ю­щие одним из ре­гу­ля­то­ров об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

mypresentation.ru

 Мо­раль – при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и пло­хом, пра­виль­ном и непра­виль­ном, добре и зле, а так же со­во­куп­ность норм по­ве­де­ния, вы­те­ка­ю­щих из этих пред­став­ле­ний

Нормы вы­пол­ня­ют в об­ще­стве сле­ду­ю­щие функ­ции: ре­гу­ли­ру­ют общий ход со­ци­а­ли­за­ции; ин­те­гри­ру­ют лич­ность в со­ци­аль­ное окру­же­ние; слу­жат об­раз­ца­ми по­ве­де­ния; кон­тро­ли­ру­ют от­кло­ня­ю­щее по­ве­де­ние.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми осу­ществ­ля­ет­ся тремя спо­со­ба­ми:

- доз­во­ле­ние – ука­за­ние на ва­ри­ан­ты по­ве­де­ния, ко­то­рые же­ла­тель­ны, но не обя­за­тель­ны;

- пред­пи­са­ние – ука­за­ние на тре­бу­е­мое дей­ствие;

- за­прет – ука­за­ние на дей­ствие, ко­то­рое не сле­ду­ет со­вер­шать.

Со­ци­аль­ные нормы ста­но­вят­ся кри­те­ри­ем и ин­стру­мен­том оцен­ки че­ло­ве­ка и его де­я­тель­но­сти. Ори­ен­та­ция на со­ци­аль­ные нормы и со­ци­аль­ные цен­но­сти по­мо­га­ют ин­ди­ви­ду вос­пи­ты­вать в себе опре­де­лён­ные лич­ност­ные ка­че­ства.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/sotsialnye-normy-sotsialnyy-kontrol?seconds=0&chapter_id=773

истчоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iFyXrKrlMHw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kPFoGkd9wjw

исчтоник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/4213-social-nye-normy.html

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6458-socialnyy-kontrol.html

http://twidler.ru/referat/pedagogika/teoriya-i-metodika-obucheniya-pravu-274179

http://fullref.ru/job_efc52ad8c8b25e39ff87d69407971378.html

Файлы