11 класс. Обществознание. Элементы социальной структуры

11 класс. Обществознание. Элементы социальной структуры

Комментарии преподавателя

Вы­да­ю­щий­ся гер­ман­ский учё­ный Фри­дрих Ницше как-то ска­зал: «Спра­вед­ли­вость тре­бу­ют. Люди не равны. Люди не равны фи­зи­че­ски, мо­раль­но, ин­тел­лек­ту­аль­но. Но, что де­ла­ет нас по-на­сто­я­ще­му нерав­ны­ми? Если мы такие неоди­на­ко­вые, как же мы живём в еди­ном со­ци­аль­ном про­стран­стве?» Вот об этом мы се­год­ня по­го­во­рим.

Что такое эле­мен­ты со­ци­аль­ной струк­ту­ры? В науке при­ня­то под со­ци­аль­ной струк­ту­рой по­ни­мать опре­де­лён­ную иерар­хию со­ци­аль­но­го об­ще­ства, а также всю со­во­куп­ность ин­сти­ту­тов и от­но­ше­ний, ко­то­рые со­еди­ня­ют раз­ные слои на­се­ле­ния друг с дру­гом. Что озна­ча­ет слово stratum? Слово stratum имеет ла­тин­ское про­ис­хож­де­ние, и из­на­чаль­но его смысл был «слой». Что это озна­ча­ет? Пра­виль­но в науке тер­мин рас­сло­е­ние на­зы­ва­ет­ся стра­ти­фи­ка­ция. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы вы­де­ля­ем опре­де­лён­ные груп­пы людей, свя­зан­ных между собой ка­ким-ли­бо общим при­зна­ком. Воз­мож­но­стей по объ­еди­не­нию людей в раз­лич­ные слои в науке было вы­де­ле­но до­воль­но много. Во­об­ще, как пра­ви­ло, учё­ные схо­дят­ся в том, что дей­стви­тель­но люди не равны со­ци­аль­но, не равны по ещё ка­ким-то ещё иным прин­ци­пам, но что вы­де­лять в ка­че­стве глав­ной ос­но­вы этого нера­вен­ства – вот здесь, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ют про­бле­мы. И раз­ные учё­ные по-раз­но­му под­хо­ди­ли к этому во­про­су.

Ну, на­при­мер, Карл Маркс во мно­гих своих ра­бо­тах го­во­рил, что с че­ло­ве­че­ским об­ще­ством всё про­сто: глав­ный кри­те­рий нера­вен­ства – это бо­гат­ство. У одних есть некий ка­пи­тал, некое бо­гат­ство, а у дру­гих его нет. Со­от­вет­ствен­но, одни со­сто­я­тель­ные, а дру­гие нет. Это ан­та­го­низм (то есть про­ти­во­ре­чие), и в ос­но­ве этого про­ти­во­ре­чия су­ще­ству­ет че­ло­ве­че­ское об­ще­ство.

Макс Вебер счи­тал иначе. Он со­гла­шал­ся в чём-то с Марк­сом, но го­во­рил: «Это да­ле­ко не всё. Су­ще­ству­ют и иные кри­те­рии оцен­ки че­ло­ве­че­ско­го нера­вен­ства. Ну, на­при­мер, есть со­об­ра­же­ние пре­сти­жа». Одни и те же люди, из одной и той же ниши могут по-раз­но­му от­но­сить­ся к во­про­су, как они себя по­зи­ци­о­ни­ру­ют перед дру­ги­ми лю­дь­ми. В конце кон­цов, при­над­леж­ность к вла­сти и уча­стие в по­ли­ти­че­ской жизни – это также повод, чтобы от­де­лить одних людей от дру­гих.

Вы­да­ю­щий­ся рус­ский со­цио­лог, ко­то­рый, к со­жа­ле­нию, был вы­нуж­ден эми­гри­ро­вать в США и там ос­но­вал со­вре­мен­ную со­цио­ло­гию – Пи­ти­рим Со­ро­кин. Он во­об­ще го­во­рил, что эле­мен­тов или кри­те­ри­ев по вы­яв­ле­нию того или иного стра­ту­ма до­ста­точ­но много. В конце кон­цов су­ще­ству­ет по­ня­тие на­ци­о­наль­но­сти, на­ци­о­наль­ной иден­тич­но­сти. Есть ре­ли­ги­оз­ная при­вер­жен­ность, а это тоже воз­мож­ность для того, чтобы вы­де­лить одну груп­пу людей от дру­гой груп­пы. Есть нера­вен­ство в воз­мож­но­стях. Ну, на­при­мер, кто-то бли­зок к вла­сти, об­ла­да­ет так на­зы­ва­е­мым пре­сло­ву­тым ад­ми­ни­стра­тив­ным ре­сур­сом, а кто-то такой воз­мож­но­сти не имеет. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы можем вы­де­лять раз­лич­ные слои, ис­поль­зуя самые раз­лич­ные шкалы, самые раз­лич­ные воз­мож­но­сти, чтобы опре­де­лить мно­го­гран­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Но ис­то­ри­че­ски в дей­стви­тель­но­сти вот таких слоёв мы вы­де­ля­ли не так много.

Рас­сло­е­ние воз­ни­ка­ет бук­валь­но с са­мо­го на­ча­ла воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства. И это вполне объ­ек­тив­ный про­цесс. Если есть го­су­дар­ство, зна­чит, уже и есть нерав­ные усло­вия: кто-то управ­ля­ет, а кто-то под­чи­ня­ет­ся. Ещё раз под­черк­нём: ис­то­ри­че­ски таких слоёв было не так уж много. И, со­от­вет­ствен­но, си­стем их оцен­ки. Мы можем на­звать че­ты­ре ос­нов­ных вида или типа: раб­ство, касты, со­сло­вия, клас­сы.

Да­вай­те раз­бе­рём каж­дую из этих воз­мож­ных еди­ниц, для де­ле­ния об­ще­ства на слои. Одна из древ­ней­ших форм этого рас­сло­е­ния, без­услов­но, раб­ство. Что такое раб­ство? Это аб­со­лют­ное под­чи­не­ние од­но­го дру­го­му. При этом су­ще­ству­ет опре­де­лён­ная ти­по­ло­гия раб­ства: пат­ри­ар­халь­ное, аб­со­лют­ное (клас­си­че­ское). Что это зна­чит? При пер­вом типе раб на­хо­дит­ся на по­ло­же­нии спе­ци­фи­че­ско­го по­лучле­на семьи или млад­ше­го члена семьи. То есть он в без­услов­но уни­жен­ном со­сто­я­нии на­хо­дит­ся и вы­нуж­ден ис­пол­нять, всё то, что ему при­ка­зы­ва­ют. Вме­сте с тем он на­де­лён опре­де­лён­ны­ми пра­ва­ми са­мо­сто­я­тель­но­сти. Если мы го­во­рим о раб­стве клас­си­че­ском (или аб­со­лют­ном), зна­чит, мы го­во­рим о форме, при ко­то­рой че­ло­век во­об­ще те­ря­ет свою че­ло­ве­че­скую сущ­ность. Как го­во­рил Со­крат, вы­да­ю­щий­ся фи­ло­соф, до­воль­но-та­ки сво­бо­до­мыс­ля­щий, из сво­бод­ной стра­ны – Древ­ней Гре­ции: раб – это го­во­ря­щее ору­дие. Он не рас­смат­ри­вал раба как че­ло­ве­ка. Это было вполне нор­маль­но для того вре­ме­ни, но, без­услов­но, это ненор­маль­но для на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Хотя раб­ство в неко­то­рых ча­стях нашей пла­не­ты до сих пор со­хра­ни­лось. Мы по­го­во­рим об этом от­дель­но.

Сле­ду­ю­щий воз­мож­ный тип де­ле­ния об­ще­ства на стра­ту­мы – это вар­но-ка­сто­вая си­сте­ма. Вы на­вер­ня­ка зна­ко­мы с ис­то­ри­ей Древ­ней Индии. Ка­сто­вая си­сте­ма в Индии была от­ме­не­на не так давно. И во­об­ще пе­ре­жит­ки ка­сто­вой си­сте­мы су­ще­ству­ют в Индии и по сей день. Так вот ка­сто­вая си­сте­ма – это опре­де­лён­ная за­цик­лен­ная кор­по­ра­ция. Че­ло­век, рож­дён­ный в рам­ках одной касты, ни при каких усло­ви­ях не может пе­рей­ти в дру­гую касту. То есть он по­лу­ча­ет эти осо­бые права, осо­бые права ка­сто­вой иерар­хии ис­клю­чи­тель­но по рож­де­нию. Чтобы пе­рей­ти в дру­гую касту, нужно ро­дить­ся за­но­во. При этом в ин­дий­ской ми­фо­ло­гии и ре­ли­гии это вполне воз­мож­но. По­то­му что ин­ду­и­сты верят в ре­ин­кар­на­цию, то есть в пе­ре­се­ле­ние душ и пе­ре­ход из од­но­го со­сто­я­ния в дру­гое. Если ты вёл пра­вед­ную жизнь в рам­ках этой жизни, ты мо­жешь пе­рей­ти на­сле­ду­ю­щий уро­вень, со­от­вет­ствен­но, по­вы­сить свой со­ци­аль­ный ста­тус и бла­го­по­лу­чие. Но при жизни ни при каких об­сто­я­тель­ствах ты не мо­жешь из­ме­нить су­ще­ству­ю­щее те­че­ние дел. При этом каст не так много. Да­вай­те вспом­ним ис­то­ри­че­ские: брах­ма­ны – свя­щен­но­слу­жи­те­ли; кшат­рии – воины; вай­шьи – купцы; шудры – кре­стьяне. Хотя су­ще­ство­ва­ла осо­бая от­дель­ная каста так на­зы­ва­е­мых непри­ка­са­е­мых. Она де­ли­лась в свою оче­редь на раз­ные под­вет­ви. Сей­час этих людей на­зы­ва­ют да­ли­та­ми.

Сле­ду­ю­щий тип – это со­сло­вие. Что такое со­сло­вие? Это опре­де­лён­ная форма на­сле­ду­е­мых прав, ко­то­рые че­ло­век при­об­ре­та­ет по факту рож­де­ния и, услов­но го­во­ря, имеет воз­мож­ность ими поль­зо­вать­ся в те­че­ние всей жизни. В чём раз­ни­ца между ка­стой и со­сло­ви­ем? Дело в том, что если из касты ты не мо­жешь пе­рей­ти ни на более вы­со­кий уро­вень, ни на более низ­кий, то со­сло­вие на­мно­го по­движ­но. Если взять ис­то­ри­че­скую си­ту­а­цию, то мы можем по­го­во­рить о том, что в За­пад­ной Ев­ро­пе или в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии су­ще­ство­ва­ли со­сло­вия, ко­то­рые де­ли­лись на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные (дво­рян­ство и ду­хо­вен­ство); непри­ви­ле­ги­ро­ван­ные (ре­мес­лен­ни­ки, купцы и кре­стьяне). В Рос­сии, ко­то­рая все­гда от­ли­ча­лась тем, что у нас по­сто­ян­но было что-то соб­ствен­ное, были по­лу­при­ви­ле­ги­ро­ван­ные со­сло­вия. На­при­мер, ка­за­че­ство: ка­за­ки не пла­ти­ли ни­ка­ких по­да­тей, они слу­жи­ли на гра­ни­цах го­су­дар­ства и за счёт этого имели такое по­лу­при­в­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние.

Со­сло­вие как си­сте­ма де­ле­ния об­ще­ства, в общем, ана­хро­низм, что-то уже ото­шед­шее в про­шлое. Но у неко­то­рых на­ро­дов до сих пор (при­чём у на­ро­дов, ко­то­рые живут в со­вре­мен­ной ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции) су­ще­ству­ет от­но­ше­ние пи­е­те­та перед той или иной со­ци­аль­ной груп­пой. Мы знаем, что в За­пад­ной Ев­ро­пе до сих пор со­хра­ни­лась мо­нар­хи­че­ская форма прав­ле­ния, при­чём в очень мно­гих го­су­дар­ствах. Со­от­вет­ствен­но, люди, ко­то­рые на­ре­ка­ют себя или по­лу­ча­ют в на­след­ство те или иные ти­ту­лы, поль­зу­ют­ся в об­ще­стве неко­то­рым более вы­со­ким по­ло­же­ни­ем, неже­ли дру­гие граж­дане.

Ну и по­след­ний тип – это клас­сы. Клас­со­вое рас­сло­е­ние – это тип, ко­то­рый ха­рак­те­рен для от­кры­тых об­ществ, об­ществ, ко­то­рые пе­ре­шли на вы­со­кий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. Что такое класс? Вла­ди­мир Ильич Улья­нов-Ле­нин опре­де­лил клас­сы как опре­де­лён­ные круп­ные груп­пы людей, объ­еди­нен­ные по прин­ци­пу воз­мож­но­сти по экс­плу­а­та­ции одних дру­ги­ми и по при­част­но­сти к сред­ствам про­из­вод­ства, со­от­вет­ствен­но, воз­мож­но­сти рас­пре­де­лять при­ба­воч­ный про­дукт. Это всё зву­чит очень муд­рё­но, но если мы про­стым язы­ком по­пы­та­ем­ся это объ­яс­нить, то всё ста­но­вит­ся очень про­сто. Каким об­ра­зом ты за­ра­ба­ты­ва­ешь себе на жизнь? Ты экс­плу­а­ти­ру­ешь ко­го-то, чтобы по­лу­чить при­ба­воч­ный про­дукт. Или ты ра­бо­та­ешь на ко­го-то, чтобы по­лу­чить сред­ства на жизнь. Всё очень про­сто: либо ты ра­бо­та­ешь, либо ты на­ни­ма­ешь.

По сути клас­со­вое де­ле­ние все­гда сво­ди­лось к опре­де­лён­но­му ан­та­го­низ­му, как мы уже го­во­ри­ли, то есть к про­ти­во­ре­чию. На­при­мер, рабы и ра­бо­вла­дель­цы, кре­стьяне и фе­о­да­лы, ра­бо­чие и ка­пи­та­ли­сты, то есть на­ни­ма­те­ли. И толь­ко в XX веке по­яв­ля­ет­ся по­луа­морф­ное об­ра­зо­ва­ние – сред­ний класс (может не очень и кор­рект­ное на­зва­ние, но по сути пра­виль­ное опре­де­ле­ние). По­че­му мы го­во­рим, что это не ан­та­го­низм, по­то­му что сред­ний класс – это про­слой­ка очень сы­то­го об­ще­ства. При этом в боль­шин­стве раз­ви­тых эко­но­ми­че­ских стран сред­ний класс со­став­ля­ет боль­шин­ство. То есть он, ни с кем не кон­флик­туя, живёт ради того, чтобы удо­вле­тво­рять свои по­треб­но­сти, это об­ще­ство по­треб­ле­ния. Его глав­ный кон­фликт – это кон­фликт, свя­зан­ный с необу­стро­ен­но­стью соб­ствен­ной жизни. Мы можем при­во­дить, ко­неч­но же, и дру­гие ва­ри­а­ции по де­ле­нию об­ще­ства. Мы упо­ми­на­ли их в ходе урока, го­во­ри­ли об эт­ни­че­ской со­об­раз­но­сти, ре­ли­ги­оз­ной со­об­раз­но­сти и пр.

Так или иначе об­ще­ства де­ли­лись все­гда, и это со­вер­шен­но нор­маль­но. Во­об­ще, про­ти­во­бор­ство между груп­па­ми – это в ка­кой-то мере сти­мул для раз­ви­тия об­ще­ства, это внут­рен­ний ме­ха­низм к са­мо­раз­ви­тию. Про­ти­во­бор­ство между от­дель­ны­ми об­ще­ства­ми – это сти­мул к раз­ви­тию об­ществ в целом.

Итак, мы вкрат­це по­го­во­ри­ли о том, каким об­ра­зом можем под­раз­де­лять че­ло­ве­че­ское об­ще­ство на со­ци­аль­ные груп­пы. Воз­мож­но, воз­ник во­прос: а по­че­му мы, когда го­во­рим о раз­де­ле­нии на стра­ту­мы, обя­за­тель­но упо­ва­ем на то, что об­ще­ство раз­де­ле­но, неспра­вед­ли­во, су­ще­ству­ет неко­то­рое нера­вен­ство

истчоник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/elementy-sotsialnoy-struktury?seconds=0&chapter_id=773

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=vjFRtBG4yB8

исчтоник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/4207-social-naya-struktura-obschestva.html

http://to-name.ru/biography/fridrih-nicshe.htm

http://www.litmir.co/a/?id=5241

Файлы