11 класс. Алгебра. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Случайные события и их вероятности.

11 класс. Алгебра. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Случайные события и их вероятности.

На экзамене по геометрии школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

Комментарии преподавателя

 Задача 1

Нач­нем с за­да­чи.

Пред­по­ло­жим, что ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния вами пя­тер­ки за кон­троль­ную равна 0,5, а чет­вер­ки – 0,3. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что за кон­троль­ную вы по­лу­чи­те 4 или 5?

Неко­то­рые сразу вы­па­лят: «0,8», но по­че­му имен­но так? По­че­му, на­при­мер, не 0,15 (пе­ре­мно­жи­ли, а не сло­жи­ли)? Раз­бе­рем­ся.

Пред­по­ло­жим, есть неко­то­рый опыт, у ко­то­ро­го есть  ис­хо­дов. Из них на­ступ­ле­нию со­бы­тия  бла­го­при­ят­ны , а со­бы­тию  – . Нетруд­но по фор­му­ле найти ве­ро­ят­но­сти на­ступ­ле­ния каж­до­го из со­бы­тий – это со­от­вет­ствен­но  и . Но ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что на­сту­пит либо пер­вое со­бы­тие, либо вто­рое? Иначе го­во­ря, мы ищем ве­ро­ят­ность объ­еди­не­ния этих со­бы­тий. Для этого надо вы­яс­нить, сколь­ко у нас бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов. ? Не со­всем. Ведь может слу­чить­ся так, что эти со­бы­тия вы­пол­нят­ся од­но­вре­мен­но.

Тогда пред­по­ло­жим, что со­бы­тия непе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся, то есть не могут вы­пол­нять­ся од­но­вре­мен­но. Вот тогда по­лу­ча­ем, что бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов для объ­еди­не­ния – . Зна­чит, ве­ро­ят­ность объ­еди­не­ния будет равна:

Ве­ро­ят­ность объ­еди­не­ния несов­мест­ных со­бы­тий равна сумме их ве­ро­ят­но­стей.

Об­ра­тим вни­ма­ние: здесь речь идет об ОДНОМ экс­пе­ри­мен­те, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го может на­сту­пить либо пер­вое со­бы­тие, либо вто­рое, но не оба сразу.

В част­но­сти, в при­ме­ре с кон­троль­ной мы по­ни­ма­ем, что уче­ник не может од­но­вре­мен­но по­лу­чить за кон­троль­ную и 5, и 4 (речь идет об одной оцен­ке за одну и ту же кон­троль­ную), зна­чит, ве­ро­ят­ность того, что он по­лу­чит 4 или 5, равна сумме ве­ро­ят­но­стей, то есть, все-та­ки, 0,8.

Ответ: 0,8.

А что де­лать, если со­бы­тия пе­ре­се­ка­ют­ся, то есть су­ще­ству­ют ис­хо­ды, бла­го­при­ят­ные для них обоих? Такая си­ту­а­ция будет рас­смот­ре­на в конце урока.

Еще один при­мер.

 Задача 2

По ста­ти­сти­ке фут­боль­ный клуб «Вым­пел» по­беж­да­ет в оче­ред­ном матче с ве­ро­ят­но­стью 0,2, иг­ра­ет вни­чью с ве­ро­ят­но­стью 0,5 и про­иг­ры­ва­ет с ве­ро­ят­но­стью 0,3. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что «Вым­пел» не про­иг­ра­ет сле­ду­ю­щий матч, если ве­рить ста­ти­сти­ке?

В дан­ном слу­чае за­да­чу можно ре­шить двумя спо­со­ба­ми.

Можно при­ме­нить нашу фор­му­лу, ведь если он не про­иг­ра­ет, то он либо сыг­ра­ет вни­чью, либо вы­иг­ра­ет. Зна­чит, ве­ро­ят­ность этого равна 0,7.

А можно ре­шить иначе: раз ве­ро­ят­ность того, что он про­иг­ра­ет, нам дана – 0,3, то ве­ро­ят­ность того, что он не про­иг­ра­ет, равна .

Как ви­ди­те, от­ве­ты сов­па­ли.

Ответ: 0,7.

 Задача 3

Про­из­ве­де­ние ве­ро­ят­но­стей

Пред­по­ло­жим, что мы про­ве­ли два раз­ных опыта. На­при­мер, уче­ник на­пи­сал два эк­за­ме­на, и каж­дый из них он сдал на 5 с ве­ро­ят­но­стью 0,8. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что он сдал на 5 оба эк­за­ме­на?

По ана­ло­гии неко­то­рые из вас го­то­вы к 0,8 при­ба­вить 0,8 – это будет 1,6. Мно­го­ва­то для ве­ро­ят­но­сти. Впро­чем, если при­смот­реть­ся, здесь со­всем дру­гая си­ту­а­ция!

Если рань­ше мы имели дело с двумя непе­ре­се­ка­ю­щи­ми­ся со­бы­ти­я­ми для од­но­го экс­пе­ри­мен­та, то сей­час речь идет об ис­хо­дах двух экс­пе­ри­мен­тов. А кроме того, рань­ше мы го­во­ри­ли об объ­еди­не­нии (то или то), а сей­час – о пе­ре­се­че­нии (и то, и то).

Пусть есть пер­вый экс­пе­ри­мент, у него есть  ис­хо­дов,  из ко­то­рых бла­го­при­ят­ству­ют пер­во­му со­бы­тию, а кроме этого, есть вто­рой экс­пе­ри­мент, у него есть  ис­хо­дов,  из ко­то­рых бла­го­при­ят­ству­ют вто­ро­му со­бы­тию. Тогда всего ис­хо­дов у двух экс­пе­ри­мен­тов –  (по пра­ви­лу про­из­ве­де­ния из ком­би­на­то­ри­ки). Ана­ло­гич­но ва­ри­ан­тов, когда вы­пол­не­ны оба со­бы­тия, будет . Зна­чит, ве­ро­ят­ность того, что оба со­бы­тия про­изой­дут, равна 

Но это же равно про­из­ве­де­нию ве­ро­ят­но­стей на­ступ­ле­ния каж­до­го из со­бы­тий:   и .

Мы пред­по­ло­жи­ли, что знаем, что бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов в пер­вом и вто­ром слу­ча­ях –  и  со­от­вет­ствен­но. Но это два раз­ных экс­пе­ри­мен­та. А что если впо­след­ствии ре­зуль­тат пер­во­го экс­пе­ри­мен­та по­вли­я­ет на вто­рой? Ска­жем, уче­ник первую кон­троль­ную на­пи­сал на 2, после чего рас­стро­ил­ся и вто­рую на­пи­сал хуже, чем мог бы. Или, на­о­бо­рот, лучше – если со­брал­ся. То есть со­бы­тия стали за­ви­си­мы. А для наших вы­кла­док важно иметь дело имен­но с неза­ви­си­мы­ми со­бы­ти­я­ми, от­ме­тим это.

Итак, мы до­ка­за­ли, что ве­ро­ят­ность пе­ре­се­че­ния двух неза­ви­си­мых со­бы­тий равна про­из­ве­де­нию их ве­ро­ят­но­стей.

Раз­бе­рем при­ве­ден­ный выше при­мер. Если ве­ро­ят­ность сдать каж­дый эк­за­мен равна 0,8 и если до­пу­стить, что эк­за­ме­ны сда­ют­ся неза­ви­си­мо, имеем, что ве­ро­ят­ность сдачи обоих равна 0,64. По­вто­рим­ся: это верно толь­ко в том слу­чае, когда мы счи­та­ем, что оцен­ки за эк­за­ме­ны по­лу­ча­ют­ся неза­ви­си­мо друг от друга.

Ответ: 0,64.

 Задача 4

Пред­по­ло­жим, что мы два­жды под­бро­си­ли мо­нет­ку. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность того, что оба раза вы­па­дет орел?

Дано: 

Найти: 

Ре­ше­ние:

Пред­по­ла­га­ет­ся, что мо­нет­ка нор­маль­ная, то есть ве­ро­ят­ность орла и решки – по 0,5. Но тогда ве­ро­ят­ность двух орлов будет 0,25, так как со­бы­тия – неза­ви­си­мые.

Это ра­бо­та­ет и для несколь­ких опы­тов, не толь­ко для двух. На­при­мер, ве­ро­ят­ность трех орлов под­ряд будет 0,125, а ве­ро­ят­ность ста орлов – !

Это ино­гда на­зы­ва­ет­ся прин­ци­пом су­пер­по­зи­ции.

Ответ: 0,25.

 

Ана­ло­гич­ный прин­цип су­пер­по­зи­ции верен и для непе­ре­се­ка­ю­щих­ся ис­хо­дов в слу­чае од­но­го экс­пе­ри­мен­та:

Если ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния трой­ки – 0,2, чет­вер­ки – 0,2, пя­тер­ки – 0,1, то ве­ро­ят­ность по­лу­чить хотя бы трой­ку будет равна:

 Заключение

Вы еще не по­ня­ли, как же от­ли­чить, когда ве­ро­ят­но­сти скла­ды­вать, а когда пе­ре­мно­жать? Очень про­сто! Если речь идет о двух ито­гах од­но­го опыта – скла­ды­ва­ем. А если о двух раз­ных опы­тах – пе­ре­мно­жа­ем!

 


Пе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся со­бы­тия

Пред­по­ло­жим, что есть со­бы­тия  и , ко­то­рые могут про­изой­ти в ре­зуль­та­те од­но­го опыта, при этом их пе­ре­се­че­ние не пусто. На­при­мер, если мы под­бра­сы­ва­ем кубик, то бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов для со­бы­тия «число четно» – 3, для со­бы­тия «число де­лит­ся на 3» – 2, но для со­бы­тия «число четно либо де­лит­ся на 3» – не 5, так как есть исход 6, для ко­то­ро­го вы­пол­ня­ют­ся оба со­бы­тия. Тогда мы знаем, что:

Это можно про­ил­лю­стри­ро­вать диа­грам­мой, так на­зы­ва­е­мой диа­грам­мой Эй­ле­ра-Вен­на (см. Рис. 1).

Рис. 1. Пе­ре­се­че­ние со­бы­тий  и 

Если объ­еди­нить те ис­хо­ды, ко­то­рые бла­го­при­ят­ству­ют  и те, ко­то­рые бла­го­при­ят­ству­ют , мы два­жды по­счи­та­ем те ис­хо­ды, ко­то­рые бла­го­при­ят­ству­ют  и . Зна­чит, для под­сче­та бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов к на­ступ­ле­нию  или  нужно сло­жить бла­го­при­ят­ные ис­хо­ды для  и для , после чего вы­честь бла­го­при­ят­ные ис­хо­ды для пе­ре­се­че­ния  и .

То же самое и с ве­ро­ят­но­стя­ми, ведь к ве­ро­ят­но­стям мы пе­ре­хо­дим обыч­ным де­ле­ни­ем на общее ко­ли­че­ство ис­хо­дов.

По­лу­ча­ем фор­му­лу:

.

На­при­мер, по­счи­та­ем ве­ро­ят­ность того, что слу­чай­но вы­бран­ное трех­знач­ное число де­лит­ся на 3 либо на 5. Всего чисел – 900. Чисел, де­ля­щих­ся на 3, – 300 (). Чисел, де­ля­щих­ся на 5, – 180 (). А чисел, де­ля­щих­ся на 3 и на 5, то есть чисел, де­ля­щих­ся на 15, – 60.

Ре­ше­ние:

Зна­чит, .

Ответ: .

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/elementy-matematicheskoy-statistiki-kombinatoriki-i-teorii-veroyatnosti/proizvedenie-i-summa-veroyatnostey-primery

http://www.youtube.com/watch?v=x4tUpO8NWlA

http://www.youtube.com/watch?v=cI98FfOSYaE

http://mathematics-tests.com/matematika/11-klass/11-klass-geometricheskaya-veroyatnost.pptx

http://studopedia.ru/11_105862_formula-bernulli.html

http://mathematichka.ru/ege/problems/problem_B10P2.html

 

Файлы