Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )
Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )
Комментарии преподавателя
Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
Над доской вывеска: Центр исследований современного русского языка
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Постановка целей и задач.
- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! (слайд 1) Наш отдел работает по проблеме «Причастие» под девизом (слайд 2). И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
- Откройте наши дневники-исследования и запишите число, для темы оставьте, пожалуйста, строку.
- Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
II. Актуализация знаний.
Орфографический диктант.
Осенний, желтый, дождливый, ветреный, безветренный, багряный, ярко-красный.
- Ребята, слова какой части речи были представлены в диктанте? (прилагательные). А какая другая часть речи очень похожа на прилагательное, но еще и имеет свойства глагола? (причастие).
- Молодцы, посмотрим на экран.
Запись на экране: (слайд №3)
листва, которая пожелтела
цветы, которые увяли
птицы, которые улетают
листья, которые шуршат
- О каком времени года идет речь? Да, об осени, которая дарит нам яркие краски.
А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
листва, которая пожелтела - пожелтевшая листва
цветы, которые увяли - увядшие цветы
птицы, которые улетают – улетающие птицы
листья, которые шуршат – шуршащие листья
(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
- Как изменились данные фразы?
- Что такое причастие?
Б. Распространите данные причастия (слайд №4).
листва пожелтевшая (когда?)…
цветы увядшие (где?)…
птицы улетающие (куда?)…
листья шуршащие (где?)…
- Устно составьте предложения со словами каждой строчки.
Одновременно с устной работой у доски выполняется синтаксический разбор предложения.
На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов и осин.
(И Соколов-Микитов)
Разберите по составу причастия из разобранного предложения.
Какие морфемы «позаимствовали» причастия у глагола, какие - у прилагательного?
В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
- Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом (слайд №5). Цель нашего исследования сегодня – изучить причастный оборот.
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
III. Работа по теме урока.
1. Слово учителя: Сегодня мы узнаём, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми.
2. Слово учителя: Ребята, причастный оборот является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
1. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы. Выполните задание, предложенное на слайде. (слайд № 6).
Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.(слайд №7) Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? Как называют человека, любящего свою родину?
2. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» - родина, Отечество.
-
Человек, горячо любящий родину. 2. Человек, преданный какому – либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
(слайд №8) Юные исследователи, какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (Некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова).
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд №9).
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд № 9).
3. Работа с учебником.
- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр....).
Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ на этот вопрос.
Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (Слайды №10).
Раздает памятки.
Физпауза.
- Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Неплохо бы совершить путешествие. Но куда? Природа нашей Отчизны настолько прекрасна, что выбор перед нами поистине велик. Я предлагаю отправиться к морю. Вы не возражаете?
Отдых у моря полезен. М.Пришвин говорил: « Подходишь к большой воде с такой мелкой душонкой, раздробленной еще больше какой-нибудь ссорой, а взглянул на большую воду - и душа стала большой, и все простил великодушно».
- Взгляните и вы на большую воду, чтобы наполнить ее положительными эмоциями и восстановить душевное равновесие (слайд № 11)
Просмотр с использованием мультимедийного проектора фрагмента фильма «Море» (звуковой)- 1 мин.
4. Творческая работа
– Предлагаю индивидуальную творческую работу. Ребята работают по созданию текста, описывая предложенные картины И.К. Айвазовского. (слайд №12) (I группа – “Волна ”, II группа – “Штиль”).
Карточки.
Учащимся предлагается языковой материал, который они могут использовать в своей работе.
Карточка 1.
Спишите текст.
Вставьте пропущенные буквы и запятые.
Озаглавьте.
С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующ... и тихую гладь отдыхающ... моря, блеск солнечных лучей сверкающ... на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубицы и белоснежную пену волн, показать мужество человека вступающ... в схватку с морской стихией.
Карточка 2.
1.Спишите текст.
2.Вставьте пропущенные буквы и запятые.
3.Озаглавьте.
В тихую погоду море спокойное и ласковое. Солнечные лучи играют на его з..ркальной поверхности, вода переел..вается разными оттенками голубого и зеленого цвета. Но подует ветер и на поверхности возникают волны. И чем с..льнее ветер, тем выше волны. Злое море, ж..лающее пок..зать свою силу, поднимает громады волн, осв..щенных тревожными лучами солнца.
Коллективная работа.
- Вместе мы составляем как можно больше причастных оборотов к определяемому слову волны или обороты, рожденные по ассоциации.
(Учащиеся называют, учитель записывает их на доске.)
набегающие на берег рассыпающиеся тысячами брызг
разбивающиеся о скалы вздымающиеся к небу
сверкающие на солнце мчащие свои воды
бьющиеся о берег ударяющиеся с грохотом
встающие на дыбы
Проверка индивидуальных заданий.
- Прочитайте полученные тексты.
- Какие трудности вы испытали при выполнении задания?
- Нужно ли продолжить работу с причастными оборотами на следующем уроке?
- Юные исследователи, сейчас, работая над составлением текста с использованием причастных оборотов, не задумались ли вы над ролью их в речи? Как вы думаете, каково их назначение? (Причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной). Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми. Вот, например, строки из стихотворений Сергея Есенина. 3 октября мы будем отмечать важную дату – 115 лет со дня рождения великого поэта. (слайд №13)
- Итак, перед вами строки из стихотворений Сергея Есенина (слайд № 14). Кто окажется самым внимательным и отыщет причастные обороты, употребленные в них.
- А теперь проверьте себя (слайд №15).
А вот еще одно стихотворение молдавского поэта Виктора Краско, которое практически целиком построено на причастных оборотах.
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие в глубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
- О чём это стихотворение? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )
Игра «Поработай учителем».
- Исправь ошибки, поставив на место запятые.
На доске:
Человек любящий, свою Родину ее природу его язык сумеет, многого добиться.
- Над чем заставила задуматься эта фраза?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование успешно завершено!
- Какие открытия были совершены?
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
V. Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.