Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )
Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )
Комментарии преподавателя
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: обучающиеся должны:
1.Знать правила написания НЕ с причастиями.
2.Уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ, НЕ - часть корня, обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении.
3.Уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
Ход урока.
- Повторение изученного.
Словарный диктант.
Неправда, невежда; не широкая, а узкая река; не прочитали книгу, неизвестный автор, нелепая история, необыкновенный человек, непрочитанная книга, не ответил на вопрос, недруг, несчастье.
- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались?
- Встретилась ли в тексте диктанта изучаемая нами часть речи?
- Что такое причастие?
- Что называется причастным оборотом?
2. Синтаксическая минутка.
Диктант с сигнальными карточками, на которых схемы предложений с причастными оборотами.
- Постановка целей урока.
Обучающиеся получают распечатанный текст диктанта.
Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.
Солнце, ещё (не)закрытое тёмной тучей, ярко светило в окно.
(Не)распечатанное письмо лежало на моём столе.
Сквозь (не)занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо.
- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?
- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Какой будет цель урока?
4. Изучение нового материала. Работа в группах.
1 группа
А) Проанализируйте примеры и сформулируйте условия слитного написания НЕ с причастиями.
В (не)проглядной чаще ты увидишь ель, лесную кормилицу.
Ты выбираешься на опушку и слышишь (не)уловимый шёпот осинок.
У реки ветви ивы склоняются к воде и смотрят в прозрачную, (не)замутнённую гладь.
Б) Приведите собственные примеры, продолжив текст.
2 группа
А) Заполните таблицу примерами.
Слитно |
Раздельно |
1. НЕ употребляется без НЕ. 2.Нет противопоставления с союзом а. 3.Нет зависимого слова.
|
1.Есть противопоставление с союзом а. 2. Есть зависимые слова. |
Б) Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
(Не)обжитые в лесу пространства. Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой. Лёгкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака. Маленькие, (не)окрепшие ёлочки росли на поляне.
3 группа
Работа с учителем.
- Найти лишнее слово: нелепый, невежда, недоумевать, негодующий, неправда.
- Определить часть речи.
- Чем объединены записанные слова?
2. Переписать, раскрыв скобки. Сравнить записанные примеры, сделать вывод о написании НЕ с причастиями.
(Не)прекращающийся шум ливня. –( Не) прекращающийся весь день шум ливня.
(Не)просохшая земля. – ( Не) просохшая после дождя земля.
- Выступление групп: 1 группа даёт связный ответ с примерами, 2 группа приводит алгоритм рассуждения с примерами, 3 группа объясняет записанные примеры.
- Закрепление нового материала.
- чтение § .., упр.... (устно).
- Можем ли мы теперь раскрыть скобки в напечатанном тексте? Объясните написание.
- Выполнение упр... из учебника. Комментированное письмо.
7. Подведение итогов урока.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Что нового узнали?
8. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.