Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )
Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )
Комментарии преподавателя
Урок русского языка в 7 классе.
Тема. Повторение изученного о деепричастии.
Цели:
- обобщить и систематизировать теоретические сведения о деепричастиях и деепричастных оборотах;
умение находить деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них;
повторить правописание не с деепричастиями и другими частями речи;
развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи;
воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока.
Организационный момент.
Вы, наверно, читали книгу Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Сегодня мы с вами отправимся искать приключения в Страну изученных деепричастий, вспомним, обобщим все то, что узнали о Его Величестве Деепричастии.
Послушайте сказку «Отцы и дети».
Вырастая, все дети стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
- Я вполне самостоятельная часть речи. Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи,- громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
- Что ты, что ты. Ты всего лишь одна из моих форм, наряду с причастием, - настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь.
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего.
- О чём говорится в этой сказке?
- В чём суть этого спора?
- Что доказывает Деепричастие?
- Покажите схематично в тетради, какие признаки глагола и наречия имеет деепричастие.
(Один ученик это делает на доске).
Деепричастия имеют признаки
Глагола наречия
вид – сов., несов. неизменяемость
возвратность – част. ся. в предложении -
управление падежом существительного обстоятельство.
вопросы: что делая?, что сделав?
– Что такое деепричастие? Для чего оно нужно в языке?
Давайте в небольшом отрывке из стихотворения Э. Асадова попробуем найти основной глагол и деепричастия и посмотрим, для чего они употребляются в художественном тексте.
Ёжась от свежего ветерка
Чуть посинев крепыши-маслята
Взявшись за руки как ребята
Топают греясь возле пенька.
(Знаки не расставлены)
- Назовите глагол и деепричастия.
-Для чего употребляются деепричастия в этом тексте?
-Прочитайте текст без деепричастий. Что изменилось?
- Как называется этот художественный прием в литературе?
(олицетворение)
- Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастия как члены предложения. (Ученик это делает на доске).
Игра. Заменив одну букву, получите деепричастие: гиря, фея, идея, соя.
5.Работа с текстом.
На планете много чудес, созданных природой, одно из них – водопад. Перед вами текст, куда нужно вставить деепричастия и деепричастные обороты. Вам поможет в этом репродукция с картины И. К. Айвазовского.
Перед вами водопад. Мощные потоки , …………………………………………….., , устремляются вниз с огромной высоты. Они , ---------------------------, бегут наперегонки,------------------------------------. . Вот они,------------------------ , переливаются под лучами солнца, а вот, , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая , ……………………….. , веками удивляет человека?
-Прочитайте получившийся текст.
А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать Роберту Саути в стихотворении «Лодорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая ,шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь ,грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь ,меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь ,извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.
-Расставьте знаки препинания (печатная тетрадь упр. ), выделите суффиксы деепричастий.
6. –Проведите словообразовательный анализ деепричастий:
1ряд – сливаясь, 2ряд – клокоча, 3ряд – вырастая.
- Какого вида употребляются деепричастия в данном тексте?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?
7. – Вставьте пропущенную букву в слово и докажите правильность вашего решения.
Увид …в, услыш…в, расста…в, засе..в, постро…в, завис..в, раскле…в.
8.Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ кричала: «Не пишите нас вместе». Смиряла она свою гордость только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться без не. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть.
- А теперь давайте посмотрим , сможете ли вы укротить гордую Не.
- Распределите слова в два столбика: 1 – не слитно; 2 – слитно.
Недомогаю, недолетев, не прочитана, недочитав, не прочитав, негодуя, неистовствовал, незасеянный, не засеяв, не засеяно. , неизученный, но важный вопрос, не изучив, еще не изученный, не был.
9.- Знаете, кто самый великий шутник в королевстве Морфология? Деепричастие. Как часто смеется оно над незадачливыми школьниками, которые не знают законов употребления деепричастий в предложении.
- Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда посмотрим.
- Да что тут особенного,- думают школьники.
- Да я, деепричастие, все особенное, необыкновенное, вот решите задачку, а я посмотрю.
- Найдите ошибки и исправьте их.
1 Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2 Подходя к лесу, мне стало холодно.
3 Увидев ее, она показалась ему еще лучше.
10. Из двух предложений выберите то, в котором можно заменить один глагол деепричастием. – Кто быстрее с этим справится?
1Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.
2Сестренка беспрерывно болтала, не слышала даже своих слов.
- Почему в первом предложении нельзя произвести замену?
11. – Как на письме выделяются деепричастия?
- Запишите предложения, выделив деепричастия и деепричастные обороты.
Затаив дыхание сидели дети на холодном камне. Тишину леса они слушали молча. Вдруг Митраша вскочил и сломя голову помчался вглубь.
- Прочитайте предложения со знаками препинания. - Почему в этих предложениях нет запятых?
12. Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли у вас во время путешествия. Я думаю, что вам понравилось деепричастие.
Домашнее задание.
Составьте рассказ о деепричастии, используя опорные выражения: любя друзей, прощая врагов, заботясь друг о друге, беспокоясь о близких, живя в мире и согласии.