Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Комментарии преподавателя
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок смешанного типа.
Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения наречий.
Обучающие задачи:
- закрепить знания о наречии как части речи;
-повторить сведения о степени сравнения прилагательных;
-познакомить учащихся со степенями сравнения наречий;
-сравнить образование степеней сравнения прилагательных и наречий;
-научить образовывать степени сравнения наречий.
Развивающие задачи:
-развивать связную речь учащихся путём требования полных ответов;
-развивать творческих способностей;
-развивать навыки работы в парах и групповой работы;
-развивать умения критически мыслить и принимать взвешенные решения.
- Воспитывающие задачи:
-воспитывать интерес к предмету и к русской литературе;
-воспитывать внимание к выразительным средствам языка.
Оборудование:
-раздаточный материал: карточки с заданиями;
-наглядность (таблица степеней прилагательных);
-листочки-рыбки для самооценки;
-листочки с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»;
-клей.
Литература:
-учебник по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской;
-методические рекомендации к учебнику. Русский язык. 7 кл. под редакцией доктора педагогических наук. М.М. Разумовской. - М. :Дрофа.
Технологическая карта урока
1.Стадия вызова |
2.Стадия осмысления |
3.Стадия рефлексии |
-формулировка учащимися темы урока; -работа с эпиграфом к уроку; -работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина; -сообщение заранее подготовленного учащегося; -формулировка учащимися цели урока; -самооценка учащихся. |
-парная мозговая атака; -работа с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» и учебником; -заполнение кроссворда; -составление схемы; -формулировка учащимися вывода об особенностях степени сравнения прилагательных и наречий; -самооценка учащихся. |
-работа по цепочке по образованию степеней сравнения наречий; -формулировка учащимися вывода; -самооценка учащихся;
-самооценка учащихся; -итог урока. |
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Повторение изученного материала
1.Выступление заранее подготовленного ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
-Ребята, какая часть речи пришла к нам?
-Как вы это поняли?
-Над какой темой мы продолжим работу на уроке? Запишите тему с самого начала строки, потому что мы дополним эту запись.
(запись в тетрадь числа и темы)
2.Работа с эпиграфом.
Наречие - особенная часть речи:
и трудная, и интересная, а еще
она живописует глагол.
А.С.Пушкин.
-Посмотрите на доску. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова А.С.Пушкина. Как вы их понимаете?
-Что значит «живописует»?
(украшает, рисует, делает его ярким)
3.Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина.
-Ребята, перед вами строчки из стихотворения А.С.Пушкина. Прочитайте их выразительно.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
А.С.Пушкин
(читают несколько учеников, пока не будет выразительного чтения)
- О чем это стихотворение?
-Найдите в нем наречие.
-Как оно живописует глагол?
(наречие «печально» относится к глаголу «льет» и показывает более точно ,ярко и образно картину ночи)
-Выпишите в тетрадь словосочетание и разберите его.
(льет печально гл.+нар.)
-Есть ли в этом отрывке однокоренные слова?
(печальные)
-Выпишите его в составе словосочетания и разберите.
(печальные поляны прил.+сущ.)
-Определите разряд данного прилагательного?
(качественное)
-В чем особенность данного разряда?
(только качественные прилагательные имеют степени сравнения)
4.Индивидуальное сообщение учащегося по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
сравнительная |
превосходная
|
|
|
Простая -ее(-ей), -е, -ше/-же |
Составная более / менее |
Простая -ейш- / -айш- |
Составная самый наиболее наименее |
-Опираясь на схему, образуйте степени сравнения прилагательного «печальные».
(печальные- печальнее, более печальные, печальнейший, самый печальный)
-Оцените свою работу-в голове рыбке поставьте один из значков.
-Вернемся к стихотворению. Посмотрите, слова «печально» и «печальный»-однокоренные, у слова «печальные» есть степени сравнения. Что можно предположить?
(у слова «печально» тоже есть степени сравнения)
-Опираясь на предположение, сформулируйте цель урока.
(выяснить, есть ли степени сравнения у наречий и как они образуются)
-Что мы допишем к теме урока?
(степени сравнения наречий)
III.Изучение нового материала.
1.Работа в парах(парная мозговая атака).
-Возьмите в руки листочки с таблицей «Знаю – Хочу узнать –Узнал» и заполните 1и 2 столбики. В первой колонке запишите все, что вам известно по теме урока, а во второй- что вы хотите узнать.
-Прочитайте свои записи.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1.Что такое наречие 2.Степени сравнения прилагательных |
1.Есть ли у наречий степени сравнения 2.Как образуются степени сравнения наречий |
|
2.Самостоятельная работа в группах с учебником.
-Продолжая работать в парах, познакомьтесь с параграфом ..учебника и заполните 3 колонку (1 пара получают индивидуальное задание).
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1.Что такое наречие 2.Степени сравнения прилагательных |
1.Есть ли у наречий степени сравнения 2.Как образуются степени сравнения наречий |
1.Наречия на –о, -е имеют степени сравнения 2.Есть сравнительная и превосходная степени 3.Сравнительная- две формы 4.Превосходная-одна 5.Обстоятельство
|
-Прочитайте свои записи.
3.Проверка первичного восприятия- кроссворд.
-Степень усвоения учебного материала мы проверим, разгадав кроссворд.
- Назовите самостоятельную неизменяемую часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака (наречие)
- От какой части речи образуются наречия на – о? (прилагательное)
- От каких прилагательных образуются наречия образа действия на – о? (качественные)
- Сколько форм имеет сравнительная степень наречий? (две)
- Укажите степень сравнения наречия, в которой признак проявляется в большей степени, чем в другой? (сравнительная)
- Укажите степень сравнения наречия, в которой предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку? (превосходная)
- С помощью какой морфемы образуется простая форма сравнительной степени? (суффикс)
- С помощью какого слова образуется составная форма сравнительной степени? (более)
- Назовите форму превосходной степени? (составная)
- С помощью какого слова она образуется? (всех)
- Каким членом предложения является наречие в сравнительной степени? (обстоятельство)
-Оцените себя, поставив соответствующий значок на рыбе.
-Работая над параграфом, одна из групп попыталась схематически изобразить степени сравнения наречий, давайте посмотрим, как это у них получилось.
(выступление подготовившейся пары)
сравнительная |
превосходная
|
|
Простая -ее(-ей), -е, -ше |
Составная более / менее |
Составная Ср. степень+ всех, всего
|
-Какие есть замечания?
-Глядя на эти схемы, подумайте, какой можно сделать вывод?
(степени сравнения наречий совпадают со степенью сравнения прилагательных в сравнительной степени и отличаются в превосходной)
IV. Закрепление.
1.Практическая работа.
-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами сами будем их образовывать. Но задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, кто быстрее это сделает, тот и пойдет к доске.
Положа руку на сердце |
честно |
У черта на куличках |
далеко |
Рукой подать |
близко |
К ак в аптеке |
точно |
Как баран на новые ворота |
недоуменно |
На широкую ногу |
расточительно |
Черным по белому |
ясно |
Битый час |
долго |
Бок о бок |
рядом |
Вверх дном |
кувырком |
Веки вечные |
навсегда |
На вес золота |
дорого |
Душа в душу |
дружно |
Не покладая рук |
старательно |
(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)
-Оцените себя, поставив значок на плавнике.
V. Итог урока.
-Какую цель мы поставили?
-Как ее достигли?
-Какой сравнительный анализ провели?
-К какому выводу пришли?
-Приклейте рыбку в тетрадь в качестве оценки за урок.
VI. Домашнее задание.
-
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.