Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )

Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )

Комментарии преподавателя

Цель:

  1. Познакомить семиклассников с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий.
  2. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.
  3. Продолжить работу над устной и письменной диалогической и монологической речью семиклассников, формируя лингвистическую компетентность учащихся.
  4. Нравственно-эстетическое воспитание.

Оборудование.

  1. Магнитофон с записью словарного диктанта.
  2. Индивидуальные карточки на повторение ранее изученной темы (“ Образование наречий”, “Дефис в наречиях”).
  3. Раздаточный материал с мини-тестами на тему “Буквы о-е (ё) после шипящих на конце наречий” или проецирование раздаточного материала через проектор.
  4. Тест на закрепление новой темы.

Ход урока.

I. Организационный момент- сообщение темы урока.

Постановка цели урока совместно с учащимися.

II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.

Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)

1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?

Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).

2. Упражнение ... (будущее домашнее задание устно)- 1 ученик.

3. Вставить буквы, раскрыть скобки.

Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки. (У доски работает 1 ученик)

4. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника (работает 1 ученик)

В это время работа с классом.

Работа с классом.

Словарный диктант (магнитофонная запись. Читает слабоуспевающий ученик).

Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение материала по учебнику на странице...

2. Чтение рифмовки на новую орфограмму (читается стихотворение, сочиненное учителем, а в это время обращается внимание на запись на доске).

Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)

Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например, хорошо, горячо и свежо).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву е непременно напишем.

-Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице ...не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий. (Читаем правило).

3. Частично-поисковая работа

Индивидуальные задания (работа со справочной литературой).

-Найти в справочниках ответ на вопрос: “Какую информацию учебник под редакцией М. Разумовской не сообщает?”

Пособия

  1. Русская орфография. Непроизвольное запоминание (стр.27, схема21) (работает 1 ученик)
  2. Цветовая таблица орфограмм наречий (см. журнал “Уроки русского языка”, № 11, 1990 год) (работает 1 ученик)
  3. Справочник новейший. Русский язык. Автор Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб – учёные-лингвисты (стр.30-32) (работает 1 ученик)
  4. Русский язык в таблицах (работает 1 ученик)

Вопрос ученикам, работающим со справочной литературой:

-Какие дополнения к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

(Ответ: слово-исключение ещё).

Продолжить рифмовку:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем…(бывает).

4. Работа по карточкам или задание написано на доске и демонстрируется через проектор (свободный выбор детей):

А) 2 человека пишут мини-сочинение на свободную тему с использованием наречий: хорошо, певуче, зловеще…

Б) 2 человека составляют 1-2 предложения по картине Петрова - Водкина “Утренний натюрморт”.

В) 1 человек у доски выполняет упражнение ...(это будущее домашнее задание, его разбирают все)

Дать алгоритм применения правила:

1. На конце наречия шипящий.

2. Ударный – безударный гласный.

IV. Мини-тест “О или Е(Ё) в наречиях”? (На рабочих столах компьютеров для учеников заранее приготовлены тесты)

Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)

1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.

2. Общ. , заикающ. , вызывающ.

3. Трескуч. , голыш.м , могуч.

4. Жгуч. , свеж. , певуч.

5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.

V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.

На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)

VI. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.