Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Комментарии преподавателя
Цель:
- Познакомить семиклассников с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий.
- Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.
- Продолжить работу над устной и письменной диалогической и монологической речью семиклассников, формируя лингвистическую компетентность учащихся.
- Нравственно-эстетическое воспитание.
Оборудование.
- Магнитофон с записью словарного диктанта.
- Индивидуальные карточки на повторение ранее изученной темы (“ Образование наречий”, “Дефис в наречиях”).
- Раздаточный материал с мини-тестами на тему “Буквы о-е (ё) после шипящих на конце наречий” или проецирование раздаточного материала через проектор.
- Тест на закрепление новой темы.
Ход урока.
I. Организационный момент- сообщение темы урока.
Постановка цели урока совместно с учащимися.
II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.
Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)
1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?
Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).
2. Упражнение ... (будущее домашнее задание устно)- 1 ученик.
3. Вставить буквы, раскрыть скобки.
Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки. (У доски работает 1 ученик)
4. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника (работает 1 ученик)
В это время работа с классом.
Работа с классом.
Словарный диктант (магнитофонная запись. Читает слабоуспевающий ученик).
Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение материала по учебнику на странице...
2. Чтение рифмовки на новую орфограмму (читается стихотворение, сочиненное учителем, а в это время обращается внимание на запись на доске).
Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)
Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например, хорошо, горячо и свежо).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву е непременно напишем.
-Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице ...не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий. (Читаем правило).
3. Частично-поисковая работа
Индивидуальные задания (работа со справочной литературой).
-Найти в справочниках ответ на вопрос: “Какую информацию учебник под редакцией М. Разумовской не сообщает?”
Пособия
- Русская орфография. Непроизвольное запоминание (стр.27, схема21) (работает 1 ученик)
- Цветовая таблица орфограмм наречий (см. журнал “Уроки русского языка”, № 11, 1990 год) (работает 1 ученик)
- Справочник новейший. Русский язык. Автор Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб – учёные-лингвисты (стр.30-32) (работает 1 ученик)
- Русский язык в таблицах (работает 1 ученик)
Вопрос ученикам, работающим со справочной литературой:
-Какие дополнения к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?
(Ответ: слово-исключение ещё).
Продолжить рифмовку:
Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем…(бывает).
4. Работа по карточкам или задание написано на доске и демонстрируется через проектор (свободный выбор детей):
А) 2 человека пишут мини-сочинение на свободную тему с использованием наречий: хорошо, певуче, зловеще…
Б) 2 человека составляют 1-2 предложения по картине Петрова - Водкина “Утренний натюрморт”.
В) 1 человек у доски выполняет упражнение ...(это будущее домашнее задание, его разбирают все)
Дать алгоритм применения правила:
1. На конце наречия шипящий.
2. Ударный – безударный гласный.
IV. Мини-тест “О или Е(Ё) в наречиях”? (На рабочих столах компьютеров для учеников заранее приготовлены тесты)
Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)
1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.
2. Общ. , заикающ. , вызывающ.
3. Трескуч. , голыш.м , могуч.
4. Жгуч. , свеж. , певуч.
5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.
V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.
На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)
VI. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.