Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Морфология и орфография. Наречие. 7 класс ( урок 59-85 )
Комментарии преподавателя
Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, учебник
1 урок
Тип урока: изучение нового материала
1. Редактирование текста.
-В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)
Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?
-Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.
3. Работа с таблицей.
Слитно |
Раздельно |
Наречия, образованные от существительных |
|
не употребляемых без предлогов в современном русском языке вдребезги, исподтишка, наутек |
с предлогами без, до, под, в, на, за, с. без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь |
с предлогом в и корнем -пол-. вполоборота, вполголоса, вполсилы |
на гласную, если предлог заканчивается на согласную. в охапку, без устали, без оглядки |
внутрь наречия нельзя вставить определение наотрез, вприпрыжку, сплеча (Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок) |
от двух существительных с предлогами в конце концов, бок о бок, из века в век |
предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях |
|
Наречия, образованные от прилагательных |
|
в краткой и полной форме вплотную, вслепую |
на гласную в открытую |
Наречия, образованные от собирательных количественных числительных |
|
с приставками в-, на- вдвое, надвое |
с приставкой по- по трое, по семеро, по двое |
Наречия с пространственным и временным значением вверху, ввысь, вдали, вначале |
|
-Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.
4. К словам данным в упр. ...подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.
5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.
По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.
-А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.
(В)дали блестел неясный огонек.
(В)дали ржаного поля темнел лес.
-Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?
6. упр. ...: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.
7. "Четвертый лишний"
а) (с)начала, (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;
б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза, (к)верх;
в) (в)волю, (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.
8. Самостоятельная работа по упр. ... (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)
9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.
10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".
-Наречия , образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.