Предлог. 7 класс ( урок 91-99)

Предлог. 7 класс ( урок 91-99)

Комментарии преподавателя

Конспект урока по русскому языку. 7 класс

Тема: Предлог как служебная часть речи

Цели урока:

  1. Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
  2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
  3. Знать грамматические признаки предлога.
  4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

 

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.
  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к русским традициям.

 Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Постановка проблемы.
  4. Работа над темой.
  5. Закрепление темы.
  6. Решение проблемы.
  7. Заключение.
  8. Выводы.
  9. Оценка урока и его полезности учениками.

Ход урока

IОрганизационный момент.

Здравствуйте,ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке!

СЛАЙД 1Перед вами стихотворение, прочитайте его и догадайтесь о каких частях речи пойдет речь на уроке.

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь пойдет как вы поняли о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.

СЛАЙД 2         

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

В, на, без, и, об, во, не, но, а

Сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил лингвист В.А. Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений» СЛАЙД3

А что это за слова мы узнаем прочитав сказку.

 

Послушайте сказку «Приключение домовенка Кузи» . В ней мы узнаем, как самый обыкновенный домовенок встречал своего друга на вокзале.

СЛАЙД 4

- Привет, Настасья! – Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил – Чего делаешь?

-Русский учу.

-И что у нас сегодня по русскому? – спросил домовенок.

-Предлоги, - ответила девочка.

-Предлоги!? – Кузя чуть не поперхнулся – Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!

-Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря  на – это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. –Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:

-Да я …к ней больше…Ни за что, никогда… - поплелся на кухню за тряпкой.

Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.

-Что с тобой, Кузенька?

-Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. – Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:

 

Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон.

-Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок, - ни поезда, ни Пантелеймона.

-Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?

-В деревне. Ночь езды на поезде.

- Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.

- Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.»

- Нет, Кузенька, не «в четверг», а «на четверг», вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай». Значит, твой друг приедет завтра с утра.

- Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? – обиделся домовенок.

- Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.

-Да, выходит, предлоги – не такая уж  бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.

 

Ребята, как  звучит тема нашего урока?

Открываем тетради, записываем число и тему урока. СЛАЙД 5

СЛАЙД6

  1. Цели урока: Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
  2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
  3. Знать грамматические признаки предлога.
  4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

СЛАЙД 7 телеграмма

Послушав эту сказку, определите роль предлогов в нашей речи.

СЛАЙД 8.

Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетании.

 

Работа с учебником: Откройте учебник на стр... параграф ... и прочитайте определение предлога как части речи.

Знакомство с разрядами предлогов по значению.

Чтобы определить смысловые отношения, которые передают предлоги, надо задать смысловой вопрос от главного слова к зависимомуСЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10 Грамматические признаки предлогов. Предлоги характеризуются:

1). По числу слов простые и составные, 2) по способу происхождения производные (образованные от др. частей речи) и непроизводные.

Найдите в тексте сказки предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

Сегодня на уроке предметом нашего изучения станут непроизводные предлоги, непроизводные называются так потому что не произведены от других частей речи, а существуют в языке как бы изначально, в «готовом виде»

Если говорить об орфографии непроизводных предлогов, то правило с ними связанные, звучит так

СЛАЙД 11 Предлоги со словами пишутся раздельно.

 

Ребята, вам известно, какой праздник сегодня отмечается. Правильно день всех влюбленных, день Святого Валентина. В средние века епископ Валентин был причислен к лику святых католической церкви и почитался покровителем влюбленных. Но у нашего народа есть свой праздник любви – это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности.

 

 

СЛАЙД 12  На партах текст из истории праздника.

 

1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.

 2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?

3.  Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?

 

Всего -  10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о  - 1 раз.

 

Оцените свою работу сами, используя критерии :

5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.

         СЛАЙД 13Подведем итог.

СЛАЙД

Предлоги  - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________  в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.

По грамматическим признакам предлоги  бывают ______ и ______, ________ и ________.

По значению делятся на предлоги  со значением ________, ________, ________, _________ значением.

Предлоги – это  служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

 

СЛАЙД 14.Домашнее задание Сочинить сказку о предлогах.

 

СЛАЙД 15  Рефлексия.  (Звучит романтическая музыка)

Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским день Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера

 

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви  и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸просят о счастье, любви, благополучии.

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или февроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.

 У вас на партах лежат ромашки , возьмите одну из них и положите в эти руки (на доске картинка «руки держат ромашку), если вам урок понравился и у вас хорошее настроение – прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли – ромашку с грустной сердцевиной.

 

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.