Предлог. 7 класс ( урок 91-99)
Предлог. 7 класс ( урок 91-99)
Комментарии преподавателя
Конспект урока по русскому языку. 7 класс
Тема: Предлог как служебная часть речи
Цели урока:
- Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога в речи.
- Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
- Знать грамматические признаки предлога.
- Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению
Задачи урока:
- Организовать работу в деятельном режиме.
- Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к русским традициям.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Постановка проблемы.
- Работа над темой.
- Закрепление темы.
- Решение проблемы.
- Заключение.
- Выводы.
- Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока
IОрганизационный момент.
Здравствуйте,ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке!
СЛАЙД 1Перед вами стихотворение, прочитайте его и догадайтесь о каких частях речи пойдет речь на уроке.
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)
Речь пойдет как вы поняли о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.
СЛАЙД 2
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
В, на, без, и, об, во, не, но, а
Сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил лингвист В.А. Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений» СЛАЙД3
А что это за слова мы узнаем прочитав сказку.
Послушайте сказку «Приключение домовенка Кузи» . В ней мы узнаем, как самый обыкновенный домовенок встречал своего друга на вокзале.
СЛАЙД 4
- Привет, Настасья! – Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил – Чего делаешь?
-Русский учу.
-И что у нас сегодня по русскому? – спросил домовенок.
-Предлоги, - ответила девочка.
-Предлоги!? – Кузя чуть не поперхнулся – Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!
-Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря на – это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. –Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:
-Да я …к ней больше…Ни за что, никогда… - поплелся на кухню за тряпкой.
Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.
-Что с тобой, Кузенька?
-Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. – Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:
Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон.
-Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок, - ни поезда, ни Пантелеймона.
-Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?
-В деревне. Ночь езды на поезде.
- Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.
- Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.»
- Нет, Кузенька, не «в четверг», а «на четверг», вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай». Значит, твой друг приедет завтра с утра.
- Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? – обиделся домовенок.
- Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.
-Да, выходит, предлоги – не такая уж бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.
Ребята, как звучит тема нашего урока?
Открываем тетради, записываем число и тему урока. СЛАЙД 5
СЛАЙД6
- Цели урока: Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога в речи.
- Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
- Знать грамматические признаки предлога.
- Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению
СЛАЙД 7 телеграмма
Послушав эту сказку, определите роль предлогов в нашей речи.
СЛАЙД 8.
Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетании.
Работа с учебником: Откройте учебник на стр... параграф ... и прочитайте определение предлога как части речи.
Знакомство с разрядами предлогов по значению.
Чтобы определить смысловые отношения, которые передают предлоги, надо задать смысловой вопрос от главного слова к зависимомуСЛАЙД 9
СЛАЙД 10 Грамматические признаки предлогов. Предлоги характеризуются:
1). По числу слов простые и составные, 2) по способу происхождения производные (образованные от др. частей речи) и непроизводные.
Найдите в тексте сказки предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.
Сегодня на уроке предметом нашего изучения станут непроизводные предлоги, непроизводные называются так потому что не произведены от других частей речи, а существуют в языке как бы изначально, в «готовом виде»
Если говорить об орфографии непроизводных предлогов, то правило с ними связанные, звучит так
СЛАЙД 11 Предлоги со словами пишутся раздельно.
Ребята, вам известно, какой праздник сегодня отмечается. Правильно день всех влюбленных, день Святого Валентина. В средние века епископ Валентин был причислен к лику святых католической церкви и почитался покровителем влюбленных. Но у нашего народа есть свой праздник любви – это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности.
СЛАЙД 12 На партах текст из истории праздника.
1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.
2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?
3. Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?
Всего - 10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о - 1 раз.
Оцените свою работу сами, используя критерии :
5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.
СЛАЙД 13Подведем итог.
СЛАЙД
Предлоги - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________ в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.
По грамматическим признакам предлоги бывают ______ и ______, ________ и ________.
По значению делятся на предлоги со значением ________, ________, ________, _________ значением.
Предлоги – это служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.
СЛАЙД 14.Домашнее задание Сочинить сказку о предлогах.
СЛАЙД 15 Рефлексия. (Звучит романтическая музыка)
Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским день Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера
По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.
Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸просят о счастье, любви, благополучии.
В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или февроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.
У вас на партах лежат ромашки , возьмите одну из них и положите в эти руки (на доске картинка «руки держат ромашку), если вам урок понравился и у вас хорошее настроение – прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли – ромашку с грустной сердцевиной.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.