Предлог. 7 класс ( урок 91-99)
Предлог. 7 класс ( урок 91-99)
Комментарии преподавателя
Тема: Производные и непроизводные предлоги.
1.Образовательная: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
2.Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока:
- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, презентация «Знакомство с производными и непроизводными предлогами»
Ход урока:
1.Мобилизующий этап.
Запись на доске:
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Цветы родившиеся ночью заголубели на заре.
Тайга загляделась в окошко метель шелестит по стене играет в Сибири гармошка поет о родной стороне.
Учитель.
Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению.
Ученик.
Надо поставить недостающие знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложений.
Учащиеся выполняют задание письменно. Устно комментируют знаки препинания в предложении.
Учитель.
Назовите имеющие в этих предложениях предлоги.
Ученик.
В данных предложениях употреблены предлоги: в, по, в, о, сквозь, на.
Учитель.
Вспомним, что такое предлог?
Как пишутся предлоги с другими частями речи?
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Укажите предлог, который можно выделить с точки зрения его образования.
Ученик.
Можно выделить предлог сквозь, он образован от наречия.
Учитель.
Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?
Ученик.
Это производные предлоги.
Учитель.
Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?
Ученик.
Это непроизводные предлоги.
Учитель.
Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали.
Ученик.
Это предлоги в, по, в, о, на.
Учитель.
Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.
Ученик.
Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: “Производные и непроизводные предлоги”.
Тему урока учитель записывает на доске.(слайд)
Учитель.
Учитывая тему урока, поставьте цель урока.
Запись на доске.
Цель: познакомиться с …
Учиться различать ..., правильно использовать …
Ученики формулируют цель урока, используя запись на доске.
Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
3.Изучение нового материала.
Учитель.
К работе по первой части постановленной цели мы уже приступили.
Выяснили, что с точки зрения образования предлоги бывают производные и непроизводные.
Подробно остановимся на каждом виде предлогов.
4.Непроизводные предлоги (Слайд со стихотворением о кошке)
Посмотрите , как интересно. Все предложения состоят из одинаковых самостоятельных частей речи. А чем они различаются?( предлогами) Именно они вместе с падежной формой существительного определяют смысловые отношения между словами. Чтобы определить смысловые отношения необходимо задать вопрос от главного слова к зависимому: войти куда? в комнату (пространственное значение)
Слайд со значением предлогов (запись в тетрадь)
Слайд – грамматическое значение предлогов
Слайд- употребление непроизводных предлогов с падежами ( определите, с какими падежами употребляются следующие непроизводные предлоги, для этого присоедините подходящий по смыслу вопрос)
Вывод: итак, мы видим, что один и тот же предлог может употребляться с разными падежами , интерес представляет предлог «По» ( слайд) Оказывается он употребляется с предложным падежом, но по смыслу вопросы к нему не подходят, потому обратите внимание на склонение существительного окончание и приезд.( запишите в тетрадь и запомните)
5. Составление словосочетаний.
Давайте закрепим наши знания о непроизводных предлогах и составим следующие словосочетания ( слайд)
Физминутка
6.Производные предлоги
Рассмотрим следующие предложения:
Я уходил от знакомых, благодаря их за теплый прием.(деепричастие)
Благодаря помощи друга я справился с трудностями.
(производный предлог) Благодаря чему? или из-за
Вследствие усталости переход длился дольше ( производный предлог)
В следствии использованы показания свидетелей. (существительное)
Как отличить производный предлог от другой части речи?
- к предлогу нельзя поставить вопрос;
- у предлога нет самостоятельной роли;
- к предлогу можно подобрать синоним;
- у предлога на конце пишется е.
6.Виды производных предлогов.
Давайте рассмотрим виды производных предлогов (слайд).
Запишите их в тетрадь.
7.Закрепление изученного материала
Слайд с упражнением ( выполняем комментируя где производный, а где непроизводный предлоги)
8.Замените производные предлоги непроизводными
Вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.
(из-за, за, через, из-за, у)
9. Любознательным
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).
Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения.
For whom have you sent? (За кем вы послали?)
The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)
10. Тест-игра
11.Итог урока, рефлексия
12. Домашнее задание