Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )

Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )

Комментарии преподавателя

Цель урока:

 

1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;

2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.

3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных предложениях.

 

Задачи урока:

 

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес  к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

   

 

Ход урока.

 

- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

 

Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».

 

Тест

 

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис   Б) фонетику          В) морфологию

 

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным        Б) с предлогом       В) с наречием

 

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной            Б) самостоятельной

 

4. Какое значение имеет предлог?

А) временное

Б) пространственное

В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения

 

5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются        Б) производные и непроизводные

 

6. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные    Б) простые и составные

 

7. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам         Б) не изменяются           В) по родам, числам и падежам

(учителем задаются дополнительные вопросы  о предлоге)

 

- А сейчас я попрошу обратить ваше внимание на стихотворение С. Маршака, текст которого лежит у вас на парте. Внимание задание: восстановите стихотворение так, чтобы расположение предложений в нем соответствовало схемам: 1. [    ], [   ].  2. [   ], (   ).  Ответ свой обоснуйте.

 

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.                                  

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

 

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем зелёным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.                                  

- Давайте укажем тип каждого предложения и объясним постановку знаков препинания.

- Сгруппируйте самостоятельные части речи в данном стихотворении. Назовите их в следующем порядке: а) имена существительные; б) имена прилагательные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия, е) деепричастия. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.

 

- Назовите изученные служебные части речи. (Предлог ПО).

 

- Обведите кружочком оставшиеся слова. (Учащиеся выделяют союзы А, КАК, И).

- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Мы выделили слова А, КАК, И. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.

 

(Записываю тему урока на доске, а ребята в тетрадях)

 

- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:

1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.

 

- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.

 

- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.  

 

- Вернемся к стихотворению Маршака. Выясним, какую роль выполняет союз. Обратите внимание на союз И в первом предложении и союз КАК во втором. Скажите, что они соединяют между собой?

 

(Союз И в первом предложении и союз КАК во втором соединяют простые предложения в составе сложного. 1 предложение – ССП, 2 предложение – СПП).

 

- Проанализируйте еще раз второе предложение стихотворения. Определите, какие синтаксические конструкции соединяет в нем союз И? Сделайте вывод.

 

(Союз связывает однородные члены предложения)

 

- Используя наши рассуждения и наблюдения, дополните составленное ранее определение союза.

- Осталось добавить, что союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Теперь давайте прочитаем параграф 148 и обобщим весь материал о союзе.

(чтение + обобщение)

 

- Что такое союз, мы узнали. Теперь будем учиться находить его в речи. Выполним упражнение. У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте расположенные не по порядку абзацы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока. (Надо расположить абзацы текста, ориентируясь на число имеющихся в них союзов).

 

        Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал  Морковка-то белая, значит, еще не поспела.

        Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!

        Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.

                                                                                          (По Н. Подлевскому)

                                        1  :  5   :  6

 

- Как вы думаете, о чем этот текст?

- Мы с вами определили последовательность частей текста. Давайте назовем союзы. Какие они: простые или составные? (простые).  Но, я думаю, что вы заметили, что в тексте пропущены знаки препинания. Теперь ваша задача – записать составленный текст, поставить пропущенные знаки препинания (графически объяснить постановку знаков препинания), выделить в кружок союзы.

- Укажите предложение, которое состоит только из грамматической основы (Разбежался зайчонок, покатился). Дайте ему полную характеристику.

 

- Упр. По учебнику

 

- Давайте подведем итоги урока. О какой части речи говорили? Скажите, что такое союз, приведите примеры.

 

- Оценивание школьников.

- А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте у себя в тетради на полях ! или +. Если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился, поставьте 0 или -

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.