Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )
Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )
Комментарии преподавателя
Цели:
углубить знания учащихся о сочинительных союзах; знать, на какие группы по значению делятся сочинительные союзы; учить находить сочинительные союзы в предложениях и определять, какие части в предложении связывают данные союзы; дать понятие составных союзов и повторяющихся;
воспитывать любовь учащихся к родному языку, желание углубить свои знания по русскому языку; на примере музыки, текста о музыке воспитывать эстетический вкус учеников, приобщать к миру прекрасного;
развивать интерес к русскому языку, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умение находить сочинительные союзы в тексте, различать их по значению; умение различать простые предложения с однородными членами предложения, связанными сочинительными союзами, и сложные предложения с этими же союзами; правильно ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении; развивать навык лингвистического анализа текста; повторить разные виды разборов.
Оборудование урока
1. Учебники русского языка.
2. Диск с записью музыки.
3. Компьютер.
4. На столах учащихся напечатанный текст «Музыку слушают сердцем».
5. Доска. Написанный текст «Музыку слушают сердцем» с пропущенными
орфограммами и пунктограммами.
6. Переносная доска.
7. Таблица «Сочинительные союзы».
8. Карточки с индивидуальными заданиями.
План урока
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Повторение – 7 мин.
3. Новая тема:
а) работа с текстом -12 мин.
б) работа с таблицей – 1 мин.
4. Закрепление:
а) самостоятельная работа и проверка её -8 мин.
б) проверка индивидуальной работы учащихся – 4 мин.
в) работа с упражнением учебника – 4 мин.
г) графический диктант – 4 мин.
5. Обобщение – 1 мин.
6. Домашнее задание, оценки – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Звучит музыка)Слайд 1(Тема урока)
- (Приветствие.) Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Сочинительные союзы». Подумайте и скажите, что мы должны будем узнать на уроке, с чем подробнее познакомимся? (Предполагаемый ответ: подробнее узнаем о сочинительных союзах, новый материал об этих союзах.)
Слайд 2 (Цели урока)
- Действительно, мы расширим свои знания о сочинительных союзах, узнаем, на какие группы по значению они делятся, какие союзы считаются составными и повторяющимися. Усвоение темы нынешнего урока поможет вам в 9-ом классе легче одолеть материал по синтаксису сложносочиненного предложения. Подпишите в тетрадях дату сегодняшнего урока, классную работу и тему урока.
II. Повторение.
( Музыка выключена)
1. Раздача карточек с индивидуальным заданием.
-Начнем работу с индивидуального задания: 1-ый ученик – синтаксический разбор предложения Остановитесь, отложите ваши дела и прислушайтесь; 2-ой ученик – морфологический разбор глагола отложите; 3-ий ученик – фонетический разбор слова рояль; 4-ый – рассказать о союзах, предварительно начертив схему.
2. Словарный диктант у доски (подчеркнуть орфограммы).
-Я для словарного диктанта взяла слова, которые мы часто употребляем в речи на уроках русского языка, но редко пишем.
Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация
- Какое обобщающее определение можно подобрать к записанным словам?
(Ответ: Разделы науки о русском языке.)
грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения
- При каком разборе мы употребляем в своей речи эти термины?
( Ответ: При синтаксическом разборе предложения.)
союз, простой, составной, повторяющийся, подчинительный, сочинительный.
- Записанные слова часто будут звучать сегодня у нас на уроке.
3. Проверка выполнения индивидуальной работы 4-ым учеником.
Слайд 3 (Схема)
-Расскажите по схеме, что вы уже знаете о союзах из предыдущих уроков.
Примерная схема на слайде:
Союзы
сочинительные подчинительные
соединяют
однор.члены прост. предл.
в составе спп
прост. предл. [ ] , ( если ).
в составе ссп
[ ] , и [ ].
III. Новая тема.
- Сегодня нам предстоит расширить свои знания о сочинительных союзах.
1. Работа с текстом:
а) обратимся к тексту, который написан на доске и лежит на партах перед вами.
Задание: один ученик выразительно читает текст (предварительно подготовленный),
2- ой в тексте на доске расставит пропущенные знаки препинания и объяснит их постановку,
3-ий – на доске в тексте вставит пропущенные орфограммы и объяснит их.
- Послушайте текст «Музыку слушают сердцем» и подумайте, о чем он.
Музыку слушают сердцем
Вы пришли домой из школы и включили радио. Зазвучала музыка а вы занялись своими д..лами в ожидани.. интересной передачи. Вы то пр..слушиваетесь к музык.., то отвлекаетесь на телевизор. Вы прекрасно слыш..те музыку но это и всё. На самом деле музыки вы (не) слышите.
Остановитесь отл..жите ваши дела и прислушайтесь. Нежная тихая м..лодия к..снулась вас. Грустит не только р..яль но и вы тоже.
Музыка помогает как вашим думам, так и воспоминаниям. Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши а сейчас вы услышали её сердцем. Она трогает вас и волнует. Вот то бурная, то порывистая, то стремительная музыка. Вы словно слышите страс..ную или яркую реч.. .
Музыку надо слушать сердцем и тогда она станет вашим верным другом и помощ(?)ником в жизни.
По О. Туберовской
Слайд 4 (Вопросы для анализа текста)
б) элементы лингвистического анализа текста.
- Ребята, о чем услышанный вами текст?
- Как бы вы определили идею, основную мысль этого текста?
- К какому стилю языка вы отнесли бы прочитанный текст?
- Найдите во вступлении и заключении текста признаки рассуждения, то есть тезис и вывод.
- А какую роль играет музыка в вашей жизни?
в) проверка индивидуальной работы (объяснение вставленных орфограмм и пунктограмм). (Учащиеся на листках с напечатанным текстом тоже вставляют буквы, ставят запятые).
г) работа по теме урока.
- Запишем в тетрадь первое предложение
Вы пришли домой из школы и включили радио.
- Найдите союз, определите, что он соединяет? ( Ответ: сочинительный союз и соединяет однородные сказуемые.)
- Подумайте, действия происходят одновременно или следуют одно за другим?
- Это соединительный союз.
- Запишем второе предложение. Найдем союз и определим, что он соединяет.
Зазвучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи.
( Ответ: сочинительный союз а соединяет два простых предложения в составе сложного.)
- Если союз соединяет предложение, которое, как в данном случае, противопоставлено другому, или устанавливается различие между явлениями, такой союз относится к противительным союзам.
- Запишем третье предложение. Та же самая работа.
Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.
( Ответ: сочинительный союз то – то соединяет однородные сказуемые.)
- В подобных предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Такие союзы являются разделительными. Союз то – то – повторяющийся.
- Ребята, сделайте вывод, на какие три группы по значению делятся сочинительные союзы?
2. Работа с таблицей.
- Обратите внимание на таблицу. Итак, сочинительные союзы по значению делятся на три группы:
1) соединительные (прочитайте, какие союзы относятся к этой группе);
2) разделительные (прочитайте разделительные союзы);
3) противительные (назовите эти союзы).
(Обратить внимание на составные и повторяющиеся союзы)
IV. Закрепление.
Слайд 5 (Задания по рядам для самостоятельной работы)
1. Задание по рядам. Самостоятельная работа.
- Найдите в тексте предложения с сочинительными союзами и выпишите их. Определите, что соединяют союзы. Первому ряду два примера с соединительными союзами (кроме и),
второму – два примера с противительными союзами,
третьему ряду – два примера с разделительными союзами.
Во время самостоятельной работы обращайте своё внимание на таблицу. На работу отводится 3 минуты.
2. Проверка самостоятельной работы.
( 1-ый ряд. Грустит не только рояль, но и вы тоже. Союз не только – но и – соединительный, составной, соединяет два простых предложения.)
Музыка помогает как вашим думам, так и воспоминаниям. Сочинительный союз как – так и – соединительный, составной, соединяет однородные дополнения.)
2-ой ряд. Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. Сочинительный союз но – противительный, соединяет два простых предложения. (В случае затруднения учитель подсказывает)
- Обратите внимание на слово и в этом предложении. Союз ли это? Можете ли доказать?
( Ответ учащихся или подсказка учителя: не соединяет ни однородные члены предложения, ни простые предложения в составе сложного, значит, это не союз. Это частица. О ней будем говорить на других уроках русского языка.)
Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали её сердцем. Сочинительный союз а – противительный, соединяет простые предложения.
3-ий ряд. Вот то бурная, то порывистая, то стремительная музыка. Сочинительный союз то – то – разделительный, повторяющийся, при однородных определениях.
Вы словно слышите страстную или яркую речь. Союз или – сочинительный, разделительный, при однородных определениях.)
3. Проверка выполнения индивидуальной работы учащихся.(Устно)
- Завершим работу с текстом проверкой индивидуальной работы, которая была
дана учащимся в начале урока.
Остановитесь, отложите ваши дела и прислушайтесь. ( Побудит., невосклиц., прост., односоставн., распростр., осложн. однородн. сказуем., полное).
[ = , = и = ].
Отложите – глагол.
I. Что сделайте? отложите.
Н. ф. – отложить.
II. Морф. призн.: пост. – сов. вид, II спр., перех.; непост. – в повел. накл., во мн. ч.,
во 2-ом л.
III. Что сделайте? отложите ( сказуем.)
, / ,
Рояль – 2 слога (ро – яль) [ р а й а л ]
р – [р] – согл., парн. тв., непарн. зв., сонорн.;
о – [а] – гласн., безударн.;
,
[й] – согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорн.;
я /
[а] – гласн., ударн.;
,
л - [л] – согл., парн. мягк., непарн. зв., сонорн.
ь- -
--------------------------------
5 б.,5 зв.
4. Работа с учебником.
- Откройте упражнение .... учебника. Запишите 2-ое и 6-ое предложения. Обратите внимание, какими союзами можно заменить союз да в одном и другом предложениях. Попутное объяснение вставляемых орфограмм.
Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Без нитки да иголки шубы не пошить.
- Какую особенность союза да вы заметили? ( Ответ: союз да может быть заменен союзом но (противительным) или союзом и (соединительным). При однородных членах в первом случае необходима постановка запятой, а во втором случае запятая не ставится.)
- Обратите внимание, в каких предложениях чаще всего употребляются союзы да?
( Ответ: в пословицах.)
- В каком стиле языка уместны пословицы? ( Ответ: в разговорном.)
5. Графический диктант. Работа у доски вместе с классом.
- В схемах над союзами надпишите буквы с, п, р, обозначающие группу, к которой относится союз.
Частушки
Я прислушался, но не смог разобрать слов. [ - = , но =].
Только сильный голос, то отставая, то нагоняя мотив, разливался по улице, повторяя все затейливые колена гармошки. [__, то / / , то / / , = , / / ].
Частушка оборвалась внезапно, но гармонист все играл да играл.
[ - = ], но [ - = да =].
Он ни на что не обращал внимания и терпеливо дожидался следующей певицы. [ - = и = ].
По С. Антонову
V. Обобщение.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О каких союзах говорили подробнее?
Довольны ли уроком и своей работой?
- Знание этого материала, наряду с другими темами, поможет вам в 9-ом и 11 - ом классах успешно выдержать ГИА и ЕГЭ.
- Спасибо за урок.
VI. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.