9 класс. Русский язык. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

9 класс. Русский язык. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Комментарии преподавателя

 

1. Введение

Пом­ни­те, по каким при­зна­кам  опре­де­ля­ют  слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние? Надо найти  грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы,  от одной части  (глав­ной)  к дру­гой   (при­да­точ­ной)  за­дать во­прос. За­пом­ни­те: при­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся со­ю­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми ко всему глав­но­му пред­ло­же­нию. Но по смыс­лу  при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может по­яс­нять одно слово, сло­во­со­че­та­ние  или целое пред­ло­же­ние.  На­при­мер, Де­рев­ня, где ску­чал Ев­ге­ний, была пре­крас­ный уго­лок. (А. Пуш­кин.)  При­да­точ­ная часть - где ску­чал Ев­ге­ний -  по­яс­ня­ет слово де­рев­ня.  Де­рев­ня, какая?- где ску­чал Ев­ге­ний. При­да­точ­ная часть тесно свя­за­на с глав­ной, но кон­кре­ти­зи­ру­ет одно слово. Дом стоял на ко­со­го­ре, так что окна в сад были  очень низко от земли. В этом пред­ло­же­нии во­прос за­да­ем от всего глав­но­го пред­ло­же­ния.  Дом стоял на ко­со­го­ре, - что из этого сле­ду­ет?- так что окна в сад были  очень низко от земли. Мы смог­ли убе­дить­ся, что во­про­сы за­да­ют  к при­да­точ­ной  части или от од­но­го  слова, или от це­ло­го  пред­ло­же­ния.   Можно за­дать во­прос и от сло­во­со­че­та­нияОн вел себя таким об­ра­зом, – каким об­ра­зом? -  что его ува­жа­ли, но не бо­я­лись. Сле­до­ва­тель­но, при­да­точ­ное пред­ло­же­ние по­яс­ня­ет слово, сло­во­со­че­та­ние в глав­ном пред­ло­же­нии или все глав­ное пред­ло­же­ние.

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[—= и, (когда ——), =].

(Если — =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

 Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

 Таблица союзов

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например:  Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, которыйстоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. 

Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал, что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо стрелять. (М. Бубеннов.);

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь,тем ярче разгоралось небо. (К. Паустовский.) 

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/osobennosti-prisoedineniya-pridatochnyh-predlozheniy-k-glavnomu?seconds=0&chapter_id=166

истчоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Q3UUCLvw9lE

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/uchenikam/teoriya/289-slognopodchinennoepredlogenieiegogrammaticheskiepriznaki.html

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.