9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Тер­мин при­да­точ­ное срав­ни­тель­ное го­во­рит о том, что в пред­ло­же­нии что-то срав­ни­ва­ет­ся, со­по­став­ля­ет­ся  с чем-то. При­да­точ­ное срав­не­ния как раз и по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние глав­но­го с по­мо­щью срав­не­ния, обыч­но рас­по­ла­га­ет­ся после глав­ной части  и от­но­сит­ся ко всему глав­но­му.  Сред­ством связи глав­но­го и при­да­точ­но­го пред­ло­же­ний слу­жат срав­ни­тель­ные союзы  как, точно, слов­но, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в  глав­ном есть ука­за­тель­ное слово так, то в при­да­точ­ном зна­че­ние срав­не­ния со­че­та­ет­ся со зна­че­ни­ем об­ра­за дей­ствия: Какде­ре­во ро­ня­ет тихо ли­стьятак я роняю груст­ные слова (С. Есе­нин).

При­да­точ­ные  срав­не­ния  часто бываю непол­ны­ми: Ши­ро­кие тени ходят по рав­нине, как об­ла­ка по небу. (А. Чехов)

Осо­бое место в си­сте­ме слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний  с при­да­точ­ным срав­ни­тель­ным за­ни­ма­ют  пред­ло­же­ния с двой­ным со­ю­зом чем... тем. В них труд­но раз­гра­ни­чить глав­ное и при­да­точ­ное пред­ло­же­ния, по­сколь­ку части не могут су­ще­ство­вать са­мо­сто­я­тель­но. Тра­ди­ци­он­но при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем счи­та­ет­ся пер­вая часть с ча­стью союза чем, тогда как вто­рая часть (с ча­стью союза тем) счи­та­ет­ся  глав­ным  пред­ло­же­ни­ем:

Чем ближе я подъ­ез­жал к дому, тем силь­нее би­лось  серд­це. ( С. Ак­са­ков / см. М. Ра­з­умов­ская.)

При­да­точ­ное срав­ни­тель­ное  более полно и ясно, чем дру­гие срав­ни­тель­ные кон­струк­ции, вы­ра­жа­ет срав­не­ние  пред­ме­тов и яв­ле­ний.

Важно не пу­тать при­да­точ­ные срав­ни­тель­ные со срав­ни­тель­ным обо­ро­том (это часть про­сто­го пред­ло­же­ния, его вы­де­ля­ем за­пя­ты­ми, он не имеет ска­зу­е­мо­го),  со ска­зу­е­мым, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит союз как, с нерас­про­стра­нен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми  срав­не­ния, ко­то­рые  часто можно за­ме­нить  тво­ри­тель­ным срав­не­ния.

При­да­точ­ные усту­пи­тель­ные от­ве­ча­ют на во­про­сы: несмот­ря на что?  во­пре­ки чему? К глав­но­му  пред­ло­же­нию при­креп­ля­ют­ся со­ю­за­ми хотя (хоть),  несмот­ря на то что, пусть, пус­кай, даром что,  со­юз­ны­ми сло­ва­ми с уси­ли­тель­ной ча­сти­цей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д.): Кто б ни был ты, пе­чаль­ный мой сосед,  люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лер­мон­тов.)

Так как  слож­но­под­чи­нен­ные с при­да­точ­ны­ми усту­пи­тель­ны­ми по сво­е­му зна­че­нию близ­ки слож­но­со­чи­нен­ным пред­ло­же­ни­ям с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми  но, а, од­на­ко, тем не менее, все же, эти союзы мы можем уви­деть в глав­ном пред­ло­же­нии слож­но­под­чи­нен­но­го с при­да­точ­ным усту­пи­тель­ным. Не пу­тай­те эти пред­ло­же­ния.

Надо от­ли­чать при­да­точ­ное  усту­пи­тель­ное  с со­юз­ным сло­вом что бы ни от  при­да­точ­но­го цели с со­ю­зом  чтобы:Чтобы на­пи­сать книгу, тре­бу­ет­ся много вре­ме­ни.- Что бы ни писал автор, его про­из­ве­де­ния все­гда поль­зо­ва­лись спро­сом.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-sravnitelnymi-ustupitelnymi

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Ddf57PcA4Uw

истчоник презентации - http://5klass.net/zip/russkij-jazyk/Pridatochnye-obstojatelstvennye-predlozhenija.zip

Файлы