11 класс. Алгебра. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Равносильность неравенств, решение неравенств.

11 класс. Алгебра. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Равносильность неравенств, решение неравенств.

Комментарии преподавателя

 1. Понятие системы и совокупности неравенств, простейшие примеры

Рас­смот­рим си­сте­му нера­венств:

Мы знаем, как ре­шить каж­дое из этих нера­венств. Найти ре­ше­ние каж­до­го нера­вен­ства – зна­чит найти мно­же­ство всех х, при ко­то­рых нера­вен­ство об­ра­ща­ет­ся в вер­ное чис­ло­вое со­от­но­ше­ние. Пред­по­ло­жим, мы нашли такое мно­же­ство для каж­до­го из за­дан­ных урав­не­ний си­сте­мы:

Ре­шить си­сте­му – озна­ча­ет найти все х, удо­вле­тво­ря­ю­щие од­но­вре­мен­но и пер­во­му, и вто­ро­му нера­вен­ству, то есть при­над­ле­жа­щие и мно­же­ству А, и мно­же­ству В.

При­мер 1 – ре­шить си­сте­му нера­венств:

По­ка­жем ре­ше­ние си­сте­мы гра­фи­че­ски:

Иллюстрация к примеру

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Оче­ви­ден ответ: 

Ком­мен­та­рий: толь­ко зна­че­ния х, на­хо­дя­щи­е­ся на вы­бран­ном от­рез­ке, удо­вле­тво­ря­ют од­но­вре­мен­но пер­во­му и вто­ро­му нера­вен­ству.

Рас­смот­рим со­во­куп­ность двух нера­венств:

Пред­по­ло­жим, мы нашли ре­ше­ния обоих нера­венств:

Ре­шить со­во­куп­ность – озна­ча­ет найти все х, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют хотя бы од­но­му нера­вен­ству, то есть вхо­дят хотя бы в одно из мно­жеств А или В.

На­при­мер:

По­лу­чен­ные ин­тер­ва­лы про­ил­лю­стри­ро­ва­ны на ри­сун­ке 10.1. Оче­ви­ден ответ: 

 2. Строгое определение пересечения и объединения

Те­перь можем дать стро­гие опре­де­ле­ния.

Пересечение двух множеств

Рис. 2. Пе­ре­се­че­ние двух мно­жеств

Опре­де­ле­ние:

Пе­ре­се­че­ни­ем двух мно­жеств А и В на­зы­ва­ют такое мно­же­ство С, ко­то­рое со­сто­ит из всех эле­мен­тов, вхо­дя­щих од­но­вре­мен­но и в мно­же­ство А, и в мно­же­ство В.

 

Объединение двух множеств

Рис. 3. Объ­еди­не­ние двух мно­жеств

Опре­де­ле­ние:

Объ­еди­не­ни­ем двух мно­жеств А и В на­зы­ва­ют такое мно­же­ство D, ко­то­рое со­сто­ит из всех эле­мен­тов, вхо­дя­щих хотя бы в одно из мно­жеств А или В.

 

 

 3. Примеры решения систем и совокупностей  с числовыми множествами

При­мер 1 – ре­шить си­сте­му и со­во­куп­ность:

а) 

Про­ил­лю­стри­ру­ем ре­ше­ние:

Иллюстрация к примеру 1.а

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 1.а

б) 

Про­ил­лю­стри­ру­ем ре­ше­ние:

Иллюстрация к примеру 1.б

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 1.б

в) 

По­сколь­ку во вто­ром мно­же­стве нет ни од­но­го эле­мен­та, то общей части у мно­жеств тоже нет.

 4. Примеры решения систем и совокупностей неравенств

При­мер 2 – ре­шить си­сте­му нера­венств и их со­во­куп­ность:

Ре­ша­ем пер­вое нера­вен­ство ме­то­дом ин­тер­ва­лов:

ОДЗ: 

Корни: 

По­ка­жем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства и знаки функ­ции на них:

Решение первого неравенства

Рис. 6. Ре­ше­ние пер­во­го нера­вен­ства

Таким об­ра­зом, ре­ше­ние пер­во­го нера­вен­ства: 

Рас­смот­рим вто­рое нера­вен­ство:

За­да­на квад­ра­тич­ная функ­ция, корни ее , ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх. Ин­те­ре­су­ю­щие нас зна­че­ния на­хо­дят­ся в ин­тер­ва­ле за кор­ня­ми. Про­ил­лю­стри­ру­ем:

Решение второго неравенства

Рис. 7. Ре­ше­ние вто­ро­го нера­вен­ства

Таким об­ра­зом, ре­ше­ние вто­ро­го нера­вен­ства: 

В ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний по­лу­че­на си­сте­ма:

По­лу­чи­ли 

По­лу­чи­ли: 

Про­ил­лю­стри­ру­ем:

Решение примера 2

Рис. 8. Ре­ше­ние при­ме­ра 2

 

Итак, мы рас­смот­ре­ли си­сте­мы и со­во­куп­но­сти нера­венств, ввели стро­гие опре­де­ле­ния и ре­ши­ли несколь­ко при­ме­ров. 

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/uravneniya-i-neravenstva-sistemy-uravneniy-i-neravenstv/sistemy-i-sovokupnosti-neravenstv

http://www.youtube.com/watch?v=jxG032tbIX0

http://www.youtube.com/watch?v=q4OLI_wej1E

http://www.youtube.com/watch?v=Yit0kBa8t2k

http://mathematics-tests.com/11-klass-uroki-presentatsii/11-klass-ravnosilnost-neravenstv

https://downloader.disk.yandex.ru/disk/197fa925c280a3c019e8f0b97c7065779aec80a75626f3c3c7877370509af9a4/56a1139b/gl1wdmatkHwr1IvHwfPzjlCbLxx51K2AXTrKx-khOfQ1WIGwVJDIxTfxWZJp9W23tYCJlb2c61QroEWHqjfeTQ%3D%3D?uid=0&filename=%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&disposition=attachment&hash=Ev/JAxs9FONy74%2BMIKGz214ILPNlyMZo/xnQbixz5Z8%3D%3A/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%90.%D0%93.-%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0.11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=18366111&hid=c9e0cd334be9f7c6de02c1f2d04edf87&media_type=document&tknv=v2

http://www.cleverstudents.ru/systems/sovokupnosti.html

 

Файлы