9 класс. Русский язык. Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа

9 класс. Русский язык. Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа

Комментарии преподавателя

В слож­ном пред­ло­же­нии могут со­че­тать­ся пред­ло­же­ния с раз­ны­ми ви­да­ми связи, ко­то­рые со­дер­жат в себе все три вида связи (со­чи­ни­тель­ная, под­чи­ни­тель­ная, бес­со­юз­ная связь) или два вида связи в раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях. Фор­маль­ный при­знак вида связи – со­чи­ни­тель­ный/под­чи­ни­тель­ный союз, или от­сут­ствие со­ю­зов. Чтобы по­нять, какой в пред­ло­же­нии вид связи, надо найти грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, опре­де­лить по ним ко­ли­че­ство пред­ло­же­ний и за­дать во­прос от од­но­го пред­ло­же­ния к дру­го­му. Несколь­ко пред­ло­же­ний могут со­став­лять одну слож­ную часть, и тогда мы видим, на­при­мер, такую кон­струк­цию.

 (Бар­ху­да­ров С.Г. и др. Рус­ский язык: учеб­ник для 9 кл.)

В пер­вом слу­чае пред­ло­же­ние со­сто­ит из трех ча­стей, со­еди­нен­ных со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми НО и И. Пер­вая часть – СПП с при­да­точ­ным, сто­я­щим внут­ри глав­но­го. 2-я и 3-я части – про­стые пред­ло­же­ния с со­чи­ни­тель­ной свя­зью. Т.о., пер­вое пред­ло­же­ние - слож­ное пред­ло­же­ние с раз­лич­ны­ми ви­да­ми свя­зи- со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной.

Во вто­ром слу­чае – две части: 1-я – про­стое пред­ло­же­ние, со­еди­нен­ное со вто­рой ча­стью бес­со­юз­ной свя­зью. Вто­рая часть – СПП.

За­пя­тые в таких пред­ло­же­ни­ях ста­вят­ся по пра­ви­лам со­от­вет­ству­ю­щих пред­ло­же­ний с одним видом связи, но, если рядом ока­за­лись со­чи­ни­тель­ный и под­чи­ни­тель­ный союзы, то за­пя­тую ста­вим, если нет вто­рой части двой­но­го союза (ТО, ТАК) или союза НО.

При­ме­ры

1.[Ко­стер горел ярко], и, (чем ближе я подъ­ез­жал к нему), [тем все резче от­де­ля­лось пламя от на­вис­ше­го над ним мира]. (И. Бунин;см. М.Т. Ба­ра­нов, Т.А. Ко­стя­е­ва, А.В. Пруд­ни­ко­ва. Рус­ский язык. Спра­воч­ные ма­те­ри­а­лы.)

 [ ], и, (1-я часть двой­но­го под­чи­ни­тель­но­го союза)[2-я часть двой­но­го под­чи­ни­тель­но­го союза чем, …тем].

2.[На­сту­пи­ла весна], и (хотя све­ти­ло яркое солн­це), но [на улице было еще про­хлад­но].

[ ]и( под­чи­ни­тель­ный союз хотя), но [ ].

3.[Из­ред­кама­лень­каясне­жин­капри­ли­па­ласна­ру­жи к стек­лу], и(еслипри­сталь­новгля­деть­ся),[томожнобылоуви­детьеётон­чай­шеекри­стал­ли­че­скоестро­е­ние](К. Па­у­стов­ский.) – Союз Исо­еди­ня­ет про­стые пред­ло­же­ния. [ ]и (под­чи­ни­тель­ный союзесли), [то].

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnye-predlozheniya-s-raznymi-vidami-svyazi/slozhnye-predlozheniya-smeshannogo-tipa-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-smeshannogo-tipa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=M7rM9SKH-_E

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/1289-slozhnye-predlozheniya.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yrCfTl_uMDM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=bUjbiB-x6Yw

Файлы