9 класс. Русский язык. Стили речи (обобщение изученного)
9 класс. Русский язык. Стили речи (обобщение изученного)
Комментарии преподавателя
В русском языке много слов и предложений, которые употребляются в любой обстановке и в любой речевой ситуации. Они называются общелитературными, стилистически нейтральными (книга, газета, завтра, читать, восемь, хороший и т.д.). «Стилистически нейтральны и предложения с двумя главными членами и простым согласованным глагольным сказуемым» (С. Бархударов. Русский язык. 9 кл.). Эти слова и предложения составляют основу любого стиля. Но есть и ограниченная лексика, и синтаксические формы, которые употребляются только в определенном стиле. Нормы русского языка можно уточнить в словарях: орфографических, толковых, фразеологических, синонимов и др.
Стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль и книжные стили; стили реализуются в жанрах речи. Каждый жанр использует свой стиль речи. Существуют и межстилевые жанры: статья, очерк, эссе могут быть научными или публицистическими, интервью может быть как публицистическим, так и официально-деловым.
Разговорный стиль мы используем в бытовой устной речи. Он употребляется в неофициальной обстановке, когда вы разговариваете с одним человеком (или группой приятелей). Цель – обмен впечатлениями, общение. И речь у вас будет непринужденная, неподготовленная, с использованием мимики и жестов. Слова могут быть уменьшительно-ласкательные, глагольные формы – усеченные, лексика стилистически сниженная, предложения неполные, форма речи, чаще всего, – диалог. В последнее время разговорный стиль стал чаще использоваться в публицистике.
Книжные стили речи – этонаучный, официально-деловой, публицистический, художественный (или стиль художественной литературы) стили.
Научный стиль речи. Используется в официальной обстановке, его задача – сообщить, объяснить множеству людей сведения научного характера. Поэтому используется специальная лексика, термины. Предложения строятся на основе логики, и в них используются вводные слова, указывающие на порядок мысли; сложноподчиненные предложения. Главное для научного стиля – точное выражение мысли, четкость, логичность изложения, практически полное отсутствие эмоциональности. Жанры научного стиля – статья, доклад, выступление на научной конференции, диссертация.
Официально-деловой стиль речи. Используется в официальной обстановке, его цель – сообщить о чем-либо, проинструктировать кого-либо. Так же, как и для научного стиля, для него характерны точность, термины, но он отличается стандартизированными словосочетаниями типа: мы, нижеподписавшиеся; во исполнение решения и т.д. Эмоционально окрашенные слова и конструкции в официально-деловом стиле речи неуместны. Жанры официально-делового стиля речи – это приказ, инструкция, докладная, заявление, резюме и т.д.
Публицистический стиль речи – стиль СМИ, выступлений. Несмотря на официальность обстановки, в этом стиле очень важна эмоциональность, призывность, т.к. его задача – воздействовать на множество людей, убедить их в чем-либо. Поэтому здесь уместны шутки, ирония, торжественность, негодование, фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы и т.д., но и общественно-политическая лексика. Жанры публицистического стиля речи – это статья, интервью, очерк, репортаж, хроника, ораторская речь и т.д.
Художественный стиль иногда рассматривают как книжный, а иногда – как самостоятельный стиль. Задача текста этого стиля – воздействие на воображение множества людей, на их чувства. Поэтому он должен быть изобразительным, а сделать его таким можно при помощи конкретности, образности, эмоциональности. Поэтому в художественном произведении мы можем увидеть все стили языка. Характеристика эпохи требует своей лексики, изображение бытовых сцен, речевые характеристики героев возможны с использованием разговорного стиля, описание жизни и деятельности ученых, их выступления на конференциях и т.д. требуют научного стиля.
Вопросы.
1. На какие две группы можно разделить стили речи?
2. В каком стиле пишется инструкция?
3. Какие жанры используют разные стили в зависимости от ситуации?
4. Каковы стилевые черты научного стиля
5. В чем особенности художественного стиля речи?
Упражнение 1. Определите стиль текста.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (ФИПИ, Демоверсия)
Упражнение 2. Определите стилевую принадлежность слова и подберите синонимы разного стиля.
Слово |
Стиль слова |
Синонимы |
Хороший |
|
|
Жмутся |
|
|
Послонялся |
|
|
Очарованный |
|
|
Купюры |
|
|
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/brazvitie-rechib/stili-rechi-obobschenie-izuchennogo?seconds=0&chapter_id=164
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Wf5YR1JmHKo
исчтоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4g3j3cKfWeY
исчтоник презентации - http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/3755-stili-rechi.html
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qmtRGiN8sh0
источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=EboCNasl92Y