9 класс. Русский язык. Стили речи (обобщение изученного)

9 класс. Русский язык. Стили речи (обобщение изученного)

Комментарии преподавателя

В рус­ском языке много слов и пред­ло­же­ний, ко­то­рые упо­треб­ля­ют­ся в любой об­ста­нов­ке и в  любой ре­че­вой си­ту­а­ции. Они на­зы­ва­ют­ся об­ще­ли­те­ра­тур­ны­ми, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми (книга, га­зе­та, зав­тра, чи­тать, во­семь, хо­ро­ший  и т.д.). «Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны и пред­ло­же­ния с двумя глав­ны­ми чле­на­ми и про­стым со­гла­со­ван­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым» (С. Бар­ху­да­ров. Рус­ский язык. 9 кл.). Эти слова и пред­ло­же­ния со­став­ля­ют ос­но­ву лю­бо­го стиля. Но есть и огра­ни­чен­ная лек­си­ка, и син­так­си­че­ские  формы, ко­то­рые упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в опре­де­лен­ном стиле. Нормы рус­ско­го языка можно уточ­нить в сло­ва­рях: ор­фо­гра­фи­че­ских,  тол­ко­вых, фра­зео­ло­ги­че­ских, си­но­ни­мов и др.

Стили  речи можно раз­де­лить на две боль­шие груп­пы: раз­го­вор­ный стиль и книж­ные стили; стили  ре­а­ли­зу­ют­ся в жан­рах речи. Каж­дый  жанр ис­поль­зу­ет свой  стиль речи. Су­ще­ству­ют и меж­сти­ле­вые жанры: ста­тья, очерк, эссе  могут быть на­уч­ны­ми или  пуб­ли­ци­сти­че­ски­ми, ин­тер­вью может  быть как пуб­ли­ци­сти­че­ским, так и офи­ци­аль­но-де­ло­вым.

Раз­го­вор­ный стиль мы ис­поль­зу­ем в бы­то­вой уст­ной речи.  Он упо­треб­ля­ет­ся в неофи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке, когда вы раз­го­ва­ри­ва­е­те с одним че­ло­ве­ком (или груп­пой при­я­те­лей). Цель – обмен впе­чат­ле­ни­я­ми, об­ще­ние.  И  речь у вас  будет непри­нуж­ден­ная,  непод­го­тов­лен­ная, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ми­ки и  же­стов. Слова могут быть умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные, гла­голь­ные формы – усе­чен­ные, лек­си­ка сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ная, пред­ло­же­ния непол­ные, форма речи, чаще всего, – диа­лог. В по­след­нее время раз­го­вор­ный стиль стал чаще ис­поль­зо­вать­ся в пуб­ли­ци­сти­ке.

Книж­ные стили речи – это­на­уч­ный, офи­ци­аль­но-де­ло­вой, пуб­ли­ци­сти­че­ский, ху­до­же­ствен­ный (или стиль ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры) стили.

На­уч­ный стиль речи. Ис­поль­зу­ет­ся в  офи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке,  его за­да­ча – со­об­щить, объ­яс­нить мно­же­ству людей  све­де­ния на­уч­но­го ха­рак­те­ра. По­это­му ис­поль­зу­ет­ся  спе­ци­аль­ная лек­си­ка, тер­ми­ны. Пред­ло­же­ния стро­ят­ся на ос­но­ве ло­ги­ки, и в них ис­поль­зу­ют­ся ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­ря­док мысли; слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния. Глав­ное для на­уч­но­го стиля – точ­ное вы­ра­же­ние мысли, чет­кость, ло­гич­ность из­ло­же­ния, прак­ти­че­ски пол­ное от­сут­ствие эмо­ци­о­наль­но­сти. Жанры на­уч­но­го стиля – ста­тья, до­клад, вы­ступ­ле­ние на на­уч­ной кон­фе­рен­ции, дис­сер­та­ция.

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль речи. Ис­поль­зу­ет­ся в офи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке, его цель – со­об­щить о чем-ли­бо, про­ин­струк­ти­ро­вать  ко­го-ли­бо. Так же, как и для на­уч­но­го стиля, для него ха­рак­тер­ны точ­ность,  тер­ми­ны, но  он от­ли­ча­ет­ся стан­дар­ти­зи­ро­ван­ны­ми   сло­во­со­че­та­ни­я­ми типа: мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся; во ис­пол­не­ние ре­ше­ния и т.д. Эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные слова и кон­струк­ции в  офи­ци­аль­но-де­ло­вом стиле речи неумест­ны. Жанры офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля речи – это при­каз,  ин­струк­ция, до­клад­ная, за­яв­ле­ние, ре­зю­ме и т.д.

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи – стиль СМИ, вы­ступ­ле­ний.  Несмот­ря на офи­ци­аль­ность об­ста­нов­ки, в этом стиле очень важна эмо­ци­о­наль­ность, при­зыв­ность, т.к. его за­да­ча – воз­дей­ство­вать на  мно­же­ство людей, убе­дить их в чем-ли­бо. По­это­му здесь умест­ны шутки, иро­ния,  тор­же­ствен­ность, него­до­ва­ние, фра­зео­ло­гиз­мы, кры­ла­тые слова и вы­ра­же­ния, по­сло­ви­цы  и т.д.,  но  и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка.   Жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля речи – это  ста­тья, ин­тер­вью,  очерк, ре­пор­таж, хро­ни­ка, ора­тор­ская речь  и т.д.

Ху­до­же­ствен­ный стиль  ино­гда рас­смат­ри­ва­ют как книж­ный, а ино­гда – как  са­мо­сто­я­тель­ный  стиль. За­да­ча тек­ста этого стиля –  воз­дей­ствие на  во­об­ра­же­ние мно­же­ства людей, на их чув­ства. По­это­му  он дол­жен быть изоб­ра­зи­тель­ным, а сде­лать его таким  можно при по­мо­щи  кон­крет­но­сти, об­раз­но­сти, эмо­ци­о­наль­но­сти. По­это­му  в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии  мы можем уви­деть все стили языка. Ха­рак­те­ри­сти­ка  эпохи тре­бу­ет своей лек­си­ки,  изоб­ра­же­ние  бы­то­вых сцен, ре­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки ге­ро­ев  воз­мож­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­го­вор­но­го стиля, опи­са­ние  жизни и де­я­тель­но­сти  уче­ных, их вы­ступ­ле­ния на кон­фе­рен­ци­ях и т.д. тре­бу­ют на­уч­но­го стиля.

Во­про­сы.

1.      На какие две груп­пы  можно раз­де­лить   стили речи?

2.      В каком  стиле пи­шет­ся ин­струк­ция?

3.      Какие  жанры ис­поль­зу­ют раз­ные стили в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции?

4.      Ка­ко­вы  сти­ле­вые черты на­уч­но­го стиля

5.       В чем осо­бен­но­сти  ху­до­же­ствен­но­го стиля речи?

Упраж­не­ние 1.   Опре­де­ли­те стиль тек­ста.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния Кон­стан­ти­на Ге­ор­ги­е­ви­ча Па­у­стов­ско­го: «Нет ни­че­го та­ко­го в жизни и в нашем со­зна­нии, чего нель­зя было бы пе­ре­дать рус­ским сло­вом». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми

К.Г. Па­у­стов­ско­го.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту),

не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было

ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком. (ФИПИ, Де­мо­вер­сия)

Упраж­не­ние 2.  Опре­де­ли­те сти­ле­вую при­над­леж­ность слова и под­бе­ри­те си­но­ни­мы раз­но­го стиля.

 Слово

 Стиль слова 

 Си­но­ни­мы 

 Хо­ро­ший

 

 

 Жмут­ся

 

 

 По­сло­нял­ся

 

 

 Оча­ро­ван­ный 

 

 

 Ку­пю­ры

 

 

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/brazvitie-rechib/stili-rechi-obobschenie-izuchennogo?seconds=0&chapter_id=164

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Wf5YR1JmHKo

исчтоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4g3j3cKfWeY

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/3755-stili-rechi.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qmtRGiN8sh0

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=EboCNasl92Y

 

Файлы