2 класс. Русский язык. Что такое местоимение

2 класс. Русский язык. Что такое местоимение

Комментарии преподавателя

 Определение местоимения

Мы стре­мим­ся к тому, чтобы наша речь была пра­виль­ной и вы­ра­зи­тель­ной, но ино­гда ча­стое упо­треб­ле­ние од­но­го и того же слова режет слух. Чтобы из­бе­жать по­вто­ров, на по­мощь при­дет новая для нас часть речи – ме­сто­име­ние. Для на­ча­ла, рас­смот­рим при­мер. Про­чи­тай­те текст:

Во­ро­на – го­род­ская птица.

Во­ро­на зна­ко­ма всем.

Перья у во­ро­ны серые или чёр­ные.

Сразу видно, что в этом тек­сте очень много по­вто­ров слова во­ро­на. Под­ставь­те вме­сто слова во­ро­на слова онау неё. Про­чи­тай­те по­лу­чив­ший­ся текст:

Во­ро­на – го­род­ская птица.

Она зна­ко­ма всем.

Перья у неё серые или чёр­ные.

Ворона 

Рис. 1. Во­ро­на (Ис­точ­ник

Ме­сто­име­ния по­мо­га­ют из­бе­жать по­вто­ров.

Ме­сто­име­ние – это часть речи, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет или его при­знак, не на­зы­вая его. Своё на­зва­ние ме­сто­име­ние по­лу­чи­ло не слу­чай­но. Оно упо­треб­ля­ет­ся вме­сто имени су­ще­стви­тель­но­го или имени при­ла­га­тель­но­го. В нашем языке очень много ме­сто­име­ний. По­сте­пен­но вы на­учи­тесь их раз­ли­чать, а пока на­зо­вём самые из­вест­ные:

Я – мы. С по­мо­щью этих ме­сто­име­ний люди го­во­рят о себе.

Ты – вы. С их по­мо­щью люди об­ра­ща­ют­ся друг к другу.

Он, она, оно, они. С их по­мо­щью люди го­во­рят о дру­гих людях или пред­ме­тах.

Ме­сто­име­ния раз­но­об­ра­зят нашу речь, со­зда­ют ре­че­вое удоб­ство, эко­но­мят время.

Ме­сто­име­ния я – мы, ты – вы, он, она, оно, они от­ве­ча­ют на во­про­сы кто?иличто? и ука­зы­ва­ют на пред­мет.  

 Правила употребления местоимения

При упо­треб­ле­нии ме­сто­име­ний нужно со­блю­дать пра­ви­ла, ко­то­рые мы вы­учим.

Про­чи­та­ем пред­ло­же­ние:

Он вбе­жал на ве­ран­ду.

Нам не по­нят­но, о ком идет речь, по­то­му что ме­сто­име­ние толь­ко ука­зы­ва­ет на пред­мет, но не на­зы­ва­ет его.

От­сю­да сле­ду­ет пер­вое пра­ви­ло: ме­сто­име­ние можно ис­поль­зо­вать толь­ко после того, как был на­зван пред­мет или при­знак в преды­ду­щем пред­ло­же­нии. На­при­мер:

Наш пёс по­гнал­ся за кош­кой. Он вбе­жал на ве­ран­ду.

Те­перь нам по­ня­тен смысл пред­ло­же­ния, по­то­му что ме­сто­име­ние он ука­зы­ва­ет, что дей­ствие вы­пол­нил пёс.

Пес и кот 

Рис. 2. Пес и кот (Ис­точ­ник)

При об­ра­ще­нии к од­но­класс­ни­ку или другу вы мо­же­те ис­поль­зо­вать ме­сто­име­ние ты. На­при­мер:

Ты сде­лал за­да­чу?

К дру­зьям или од­но­класс­ни­кам нужно об­ра­щать­ся вы. На­при­мер:

Ре­бя­та, вы сде­ла­ли за­да­чу?

При об­ра­ще­нии к взрос­ло­му че­ло­ве­ку ис­поль­зу­ет­ся ува­жи­тель­ная форма – Вы. На­при­мер:

Мария Ва­си­льев­на, Вы при­е­де­те в гости?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что ме­сто­име­ние Вы нужно пи­сать с за­глав­ной буквы.

 Закрепление полученных знаний на практике

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния, по­тре­ни­ру­ем­ся в ис­поль­зо­ва­нии ме­сто­име­ний.

От­кор­рек­ти­ру­ем текст, из­бе­гая по­вто­ров.

Маша вста­ла рано утром. Маша умы­лась и по­зав­тра­ка­ла. Маша пошла в школу. Маша очень любит учить­ся.

Про­ве­рим.

Маша вста­ла рано утром. Она умы­лась и по­зав­тра­ка­ла. Де­воч­ка пошла в школу. Маша очень любит учить­ся.

Девочка 

Рис. 3. Де­воч­ка (Ис­точ­ник

Вста­вим под­хо­дя­щее по смыс­лу ме­сто­име­ние в те­ле­фон­ные раз­го­во­ры.

– При­вет, Дима. … меня слы­шишь?                                     Ты

– Здрав­ствуй­те. Мне нужна Оля. … дома?                           Она

– А где Слава и Женя? … будут иг­рать?                              Они

– Ольга Ни­ко­ла­ев­на, … при­дё­те к нам се­год­ня?                  Вы

– Из­ви­ни­те. … по­зво­ню позже.                                           Я

Про­чи­та­ем сти­хо­тво­ре­ние. На­зо­вём ме­сто­име­ния.

Если я сорву цве­ток,

Если ты со­рвешь цве­ток,

Если он, и я, и ты –

Если мы со­рвём цветы,

То ока­жут­ся пусты

И де­ре­вья, и кусты.

И не будет кра­со­ты,

И не будет доб­ро­ты,

Если толь­ко я и ты –

Если мы со­рвём цветы.

Цветок

Рис. 4. Цве­ток (Ис­точ­ник)                   

Я и мыты и вы,

Ононаоноони –

Все слова от­лич­ные,

Важ­ные и лич­ные.

Это без со­мне­ния

Все ме­сто­име­ния.

На этом уроке мы узна­ли, что ме­сто­име­ние – это часть речи, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет или при­знак, не на­зы­вая его. Более по­дроб­но о ме­сто­име­нии вы узна­е­те на дру­гих уро­ках.

 Это интересно

Зна­е­те ли вы, что из ме­сто­име­ний можно со­став­лять целые слова? На­при­мер:

Мама при­ш­ла с ра­бо­ты и, уви­дев на столе по­су­ду, спро­си­ла:

– Эти та­рел­ки и чашки чи­стые?

Таня от­ве­ти­ла маме че­тырь­мя ме­сто­име­ни­я­ми.

– Они вы­мы­ты (вы-мы-ты).

Мама и дочка 

Рис. 5. Мама и дочка (Ис­точ­ник)

Какие два ме­сто­име­ния и пред­лог нужно сло­жить, чтобы по­лу­чи­лись самые круп­ные овощи?

Тыквы (ты-к-вы).

Тыквы 

Рис. 6. Тыквы (Ис­точ­ник)

Какое ме­сто­име­ние со­став­ле­но из двух пред­ло­гов?

Она (о-на).

Девочка 

Рис. 7. Де­воч­ка (Ис­точ­ник)

Какое ме­сто­име­ние оди­на­ко­во чи­та­ет­ся слева на­пра­во и спра­ва на­ле­во?

Оно.

Дерево

Рис. 8. Де­ре­во (Ис­точ­ник

 

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/mestoimenie/chto-takoe-mestoimenie?seconds=0&chapter_id=2135

http://www.youtube.com/watch?v=-8oBaeVmGxM

Файлы