9 класс. Биология. Место и особенности человека в системе органического мира

9 класс. Биология. Место и особенности человека в системе органического мира

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы можем за­про­сто уви­деть то, что про­ис­хо­дит на дру­гом ма­те­ри­ке, в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни, по­на­блю­дать за по­ле­том ко­ме­ты в дру­гом по­лу­ша­рии и об­щать­ся с дру­зья­ми из раз­ных стран, не вста­вая из-за стола. Тех­но­ло­гии вы­ве­ли че­ло­ве­че­ский разум на новый уро­вень вза­и­мо­дей­ствия об­ще­ства и при­ро­ды (но­осфе­ру, как на­зы­ва­ют ее уче­ные). На этом уровне глав­ным для под­дер­жа­ния жизни пла­не­ты ста­но­вит­ся ра­зум­ность наших по­ступ­ков. Пер­вый шаг к такой ин­тел­лек­ту­аль­ной от­вет­ствен­но­сти – по­ни­ма­ние на­ше­го места в при­ро­де.

Че­ло­век, без­услов­но, яв­ля­ет­ся ча­стью ор­га­ни­че­ско­го мира. Он упо­треб­ля­ет в пищу ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, про­из­во­ди­мые дру­ги­ми ор­га­низ­ма­ми, и ис­поль­зу­ет их для по­лу­че­ния энер­гии и стро­и­тель­ных бло­ков – мо­но­ме­ров, для по­стро­е­ния соб­ствен­ных по­ли­ме­ров. Кроме того, для жизни че­ло­ве­ку тре­бу­ют­ся кис­ло­род, вода и при­ем­ле­мая тем­пе­ра­ту­ра среды. Таким об­ра­зом, он яв­ля­ет­ся аэроб­ным ге­те­ро­тро­фом. Кроме того, че­ло­век спо­со­бен к ак­тив­но­му пе­ре­дви­же­нию. Всё это поз­во­ля­ет от­не­сти его к цар­ству жи­вот­ные.

Если брать более по­дроб­но, то люди от­но­сят­ся к типу хор­до­вые, под­ти­пу по­зво­ноч­ные, клас­су мле­ко­пи­та­ю­щие, под­клас­су пла­цен­тар­ные, отряд при­ма­ты, се­мей­ство го­мини­ды, род че­ло­век, вид че­ло­век ра­зум­ный (Ис­точ­ник).

В том, что люди от­но­сят­ся к цар­ству жи­вот­ных, можно убе­дить­ся на ос­но­ва­нии ана­то­ми­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских при­зна­ков. Так, при­над­леж­ность к типу хор­до­вые от­чет­ли­во видна на этапе внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия (см. Рис. 1). 

Рис. 1

У че­ло­ве­че­ско­го эм­бри­о­на есть хорда, нерв­ная труб­ка на спин­ной сто­роне, серд­це и ки­шеч­ник на брюш­ной сто­роне, жа­бер­ные щели: все это при­зна­ки су­ще­ства типа хор­до­вые.

При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу по­зво­ноч­ных опре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем по­зво­ноч­ни­ка, раз­ви­то­го че­ре­па с че­люст­ным ап­па­ра­том, двумя па­ра­ми ко­неч­но­стей и слож­ным го­лов­ным моз­гом (см. Рис. 2).

Рис. 2

На­ли­чие мо­лоч­ных желез, волос, пяти от­де­лов по­зво­ноч­ни­ка и факт жи­во­рож­де­ния поз­во­ля­ет от­не­сти че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щих.

А пи­та­ние плода в чреве ма­те­ри через пла­цен­ту поз­во­ля­ет от­не­сти че­ло­ве­ка к под­клас­су пла­цен­тар­ных.

На­ли­чие пе­ред­них ко­неч­но­стей хва­та­тель­но­го типа с про­ти­во­по­став­лен­ным боль­шим паль­цем и ног­тя­ми, а также раз­ви­тая по­верх­ность боль­ших по­лу­ша­рий, поз­во­ля­ют от­не­сти че­ло­ве­ка к от­ря­ду при­ма­тов (см. Рис. 3, 4, 5).

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

При­зна­ки, ко­то­рые поз­во­ля­ют от­де­лить се­мей­ство го­минид от про­чих при­ма­тов, яв­ля­ют­ся уни­каль­ны­ми для че­ло­ве­ка. Се­мей­ство го­мини­ды со­дер­жит толь­ко один род – че­ло­век, а в роде че­ло­век – един­ствен­ный вид: че­ло­век ра­зум­ный. Итак, какие же при­зна­ки от­ли­ча­ют че­ло­ве­ка от всего осталь­но­го ор­га­ни­че­ско­го мира (Ис­точ­ник)?

В первую оче­редь, это уни­каль­ная выс­шая нерв­ная де­я­тель­ность. У че­ло­ве­ка есть вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма, от­ве­ча­ю­щая за вос­при­я­тие речи, аб­стракт­ное мыш­ле­ние, пре­крас­ная па­мять и ло­ги­че­ское мыш­ле­ние. Все это до­сти­га­ет­ся за счет струк­ту­ры коры боль­ших по­лу­ша­рий и раз­ви­то­сти мозга в целом. У че­ло­ве­ка самое боль­шое из всех жи­вот­ных от­но­ше­ние массы мозга к массе тела.

Вто­рое от­ли­чие – это осо­бен­но­сти ске­ле­та, от­ве­ча­ю­щие за ис­тин­ное пря­мо­хож­де­ние. В по­зво­ноч­ни­ке че­ло­ве­ка име­ют­ся че­ты­ре из­ги­ба, ко­то­рые оп­ти­маль­но пе­ре­да­ют вес с тела на ноги (см. Рис. 6).

Рис. 6

А свод­ча­тая стопа успеш­но вы­дер­жи­ва­ет на­груз­ки, воз­ни­ка­ю­щие при беге и прыж­ках (см. Рис. 7).                                   

Рис. 7

Гиб­кая кисть, в прин­ци­пе, ха­рак­тер­на для боль­шин­ства при­ма­тов (см. Рис. 8).

Рис. 8

Но толь­ко у че­ло­ве­ка она до­стиг­ла такой сте­пе­ни гиб­ко­сти, что поз­во­ля­ет ма­ни­пу­ли­ро­вать как мел­ки­ми, так и круп­ны­ми пред­ме­та­ми (http://​lenta.​ru/​news/​2012/​12/​20/​fistevolution/​) (см. Рис. 9, 10).

Рис. 9

Кроме того, ее дви­же­ния могут быть мощ­ны­ми или очень тон­ки­ми – поз­во­ля­ю­щи­ми, на­при­мер, пи­сать или вы­ши­вать. Пря­мо­хож­де­ние, раз­ви­тые кисти рук и боль­шой го­лов­ной мозг поз­во­ли­ли че­ло­ве­ку со­здать ору­дия труда: от за­ост­рен­ной палки до кос­ми­че­ских спут­ни­ков.

Рис. 10

Неко­то­рые птицы и при­ма­ты спо­соб­ны поль­зо­вать­ся по­сто­рон­ни­ми пред­ме­та­ми, од­на­ко никто из них ни в со­сто­я­нии со­здать спе­ци­аль­ный пред­мет для об­ра­бот­ки дру­гих пред­ме­тов. Это ис­клю­чи­тель­ная осо­бен­ность че­ло­ве­ка.

Вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма поз­во­ли­ла с по­мо­щью речи со­здать вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ное об­ще­ство. Ни­ка­кая стая зве­рей или птиц не может осу­ществ­лять такое тон­кое вза­и­мо­дей­ствие, как че­ло­ве­че­ский кол­лек­тив.

В ге­не­ти­че­ском плане от бли­жай­ших своих жи­вот­ных род­ствен­ни­ков че­ло­век от­ли­ча­ет­ся где-то на 1%. Таким об­ра­зом, че­ло­век – это жи­вот­ное из от­ря­да при­ма­тов. Он имеет все ор­га­ны и си­сте­мы ор­га­нов, что и мно­гие дру­гие жи­вот­ные. Но, в то же время, че­ло­век об­ла­да­ет вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мой, ярко вы­ра­жен­ным аб­стракт­ным мыш­ле­ни­ем и па­мя­тью. Он су­ще­ству­ет в со­ста­ве об­ще­ства с раз­де­ле­ни­ем труда, спо­со­бен поль­зо­вать­ся ору­ди­я­ми труда, и его кол­лек­тив управ­ля­ет­ся с по­мо­щью речи (Ис­точ­ник).

Род­ство че­ло­ве­ка с при­ма­та­ми

Род­ство че­ло­ве­ка с че­ло­ве­ко­об­раз­ны­ми обе­зья­на­ми под­твер­жда­ет­ся на ге­не­ти­че­ском уровне. Наши ге­но­ти­пы прак­ти­че­ски иден­тич­ны. Это озна­ча­ет, что наши ор­га­низ­мы функ­ци­о­ни­ру­ют по одним и тем же прин­ци­пам. В то же время, раз­ли­чия со­став­ля­ют, как мы уже го­во­ри­ли, 1%. Зна­чит, имен­но в этом про­цен­те на­хо­дят­ся гены, ко­то­рые де­ла­ют че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ин­те­рес­но, что боль­шин­ство из этих генов от­ве­ча­ют за речь.

Рис. 11

Го­ло­со­вой ап­па­рат

Необ­хо­ди­мо по­ни­мать, что слож­ная речь яв­ля­ет­ся след­стви­ем не стро­е­ния го­ло­со­во­го ап­па­ра­та, а осо­бен­ной ра­бо­ты выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти. Неко­то­рые птицы – на­при­мер, по­пу­гаи и во­ро­ны, имеют очень слож­ный го­ло­со­вой ап­па­рат, спо­соб­ный вос­про­из­во­дить боль­шин­ство зву­ков и слов, до­ступ­ным при­ма­там. Но, тем не менее, они не спо­соб­ны к ис­тин­ной речи, то есть осмыс­лен­ной, по­то­му что их выс­шая нерв­ная де­я­тель­ность со­вер­шен­но для этого не го­то­ва.

Об­ще­ние у дру­гих жи­вот­ных

Мно­гие жи­вот­ные так же спо­соб­ны об­ра­зо­вы­вать со­ци­ум, как и че­ло­век. Это, на­при­мер, стая неко­то­рых жи­вот­ных или рой на­се­ко­мых (см. Рис. 11). Внут­ри них также тре­бу­ет­ся об­ще­ние, од­на­ко оно про­ис­хо­дит не со­всем так, как у людей. Обыч­но жи­вот­ные об­хо­дят­ся без го­ло­со­вых сиг­на­лов, одни пе­ре­да­ют друг другу ин­фор­ма­цию с по­мо­щью дви­же­ний тела и ко­неч­но­стей, а дру­гие, как, на­при­мер, тер­ми­ты, пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию, вы­де­ляя спе­ци­аль­ные хи­ми­че­ские ве­ще­ства. Таким об­ра­зом, у них есть свой хи­ми­че­ский язык.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/tema-2/mesto-i-osobennosti-cheloveka-v-sisteme-organicheskogo-mira

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Z0QB37o5zU8

источник презентации - http://pwpt.ru/download/advert/efc061cf58ef6d645b00b1c3f40e896a/

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы