Почва и ее состав. 3 класс. Окружающий мир.

Почва и ее состав. 3 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

 Приветствие, плодородие почвы

Зна­е­те ли вы, ка­ко­во глав­ное свой­ство почвы? Глав­ное свой­ство почвы – ее пло­до­ро­дие. Почва – это верх­ний пло­до­род­ный слой земли. То есть это слой, со­дер­жа­щий ве­ще­ства, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для роста и раз­ви­тия рас­те­ний, без ко­то­рых не бы­ва­ет и пло­дов. Чтобы узнать, что рас­те­ния по­лу­ча­ют из почвы, да­вай­те изу­чим ее со­став, про­де­лав опыты с поч­вой.

 Состав почвы

Почва тем­но­го цвета. Если мы рас­смот­рим об­ра­зец почвы через лупу, то мы уви­дим остат­ки по­лу­сгнив­ших ко­реш­ков и ли­сточ­ков рас­те­ний, части тел чер­вя­ков, на­се­ко­мых и дру­гих мел­ких жи­вот­ных (рис. 1).

Почва

Рис. 1. Почва (Ис­точ­ник)

Если в ста­кан с водой опу­стить ку­со­чек сухой почвы, как объ­яс­нить по­яв­ле­ние пу­зырь­ков воз­ду­ха в воде? Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что в со­став почвы вхо­дит воз­дух.

После того как опу­стить почву в ста­кан с водой, нужно раз­ме­шать и дать ей от­сто­ять­ся. С по­мо­щью пи­пет­ки бе­рет­ся несколь­ко ка­пель этой воды и по­ме­ща­ет­ся на пред­мет­ное стек­ло. Те­перь нужно на­греть стек­ло над огнем свечи. После ис­па­ре­ния воды на стек­ле остал­ся тон­кий белый налет, это ми­не­раль­ные соли. Этот опыт по­ка­зал, что почва со­дер­жит ми­не­раль­ные соли, ко­то­рые могут рас­тво­рять­ся в воде.

Можно по­ло­жить почву в кры­шеч­ку, затем сле­ду­ет ее на­греть над пла­ме­нем свечи. Над поч­вой дер­жит­ся стек­ло. Стек­ло сна­ча­ла ста­но­вит­ся влаж­ным, а потом на нем по­яв­ля­ют­ся ка­пель­ки воды. Это вода, ко­то­рая со­дер­жит­ся в почве, при на­гре­ва­нии она ис­па­ря­ет­ся. Во­дя­ной пар под­ни­ма­ет­ся вверх, встре­ча­ет на своем пути хо­лод­ное стек­ло, охла­жда­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды (рис. 2).

Опыты над почвой

Рис. 2. Опыты над поч­вой (Ис­точ­ник

Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что в почве при­сут­ству­ет вода. Если про­дол­жать на­гре­вать почву, то вско­ре по­явит­ся дым и непри­ят­ный запах. Это сго­ра­ет часть почвы, ко­то­рая со­сто­ит из пе­ре­гни­ва­ю­щих остат­ков рас­те­ний и мел­ких жи­вот­ных. Это со­став­ная часть почвы – пе­ре­гной. Если очень долго про­ка­ли­вать почву на огне, то пе­ре­гной пол­но­стью сго­рит и почва при­об­ре­тет серый цвет. Это до­ка­зы­ва­ет, что пе­ре­гной при­да­ет почве тем­ный цвет.

Если вы опу­сти­те немно­го почвы в ста­кан с водой, пе­ре­ме­ша­е­те и да­ди­те от­сто­ять­ся, то уви­ди­те, как на дно ося­дет слой песка, по­верх него – слой глины, а свер­ху слой тем­но­го цвета – это пе­ре­гной. Это до­ка­зы­ва­ет, что в почве со­дер­жит­ся песок и глина (рис. 3).

Опыты над почвой

Рис. 3. Опыты над поч­вой (Ис­точ­ник)

Ка­ко­вы же ре­зуль­та­ты про­ве­ден­ных опы­тов и на­блю­де­ний? Мы узна­ли, что в со­став почвы вхо­дят воз­дух, вода, ми­не­раль­ные соли, пе­ре­гной, песок и глина.

 Живая природа почвы

В почве все­гда есть и живая при­ро­да: корни рас­те­ний, бак­те­рии, дож­де­вые черви, му­равьи, жу­ки-на­воз­ни­ки и мно­гие дру­гие. Они гры­зут корни рас­те­ний, что-то из­мель­ча­ют, пе­ре­тас­ки­ва­ют, со­би­ра­ют.

Что же по­лу­ча­ют рас­те­ния из почвы? Во-пер­вых, воз­дух, корни рас­те­ний дышат воз­ду­хом, ко­то­рый на­хо­дит­ся в почве. Во-вто­рых, воду. Рас­те­ния вме­сте с водой по­гло­та­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Остат­ки по­гиб­ших рас­те­ний и жи­вот­ных пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют бак­те­рии и на­се­ко­мые, ко­то­рые на­хо­дят­ся в почве. Так, почва по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся пе­ре­гно­ем и ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Это на­сто­я­щая кла­до­вая пи­та­тель­ных ве­ществ для рас­те­ний. Кроме того, жи­вот­ные, оби­та­ю­щие в почве, рых­лят ее, и в почву лучше про­ни­ка­ют воз­дух и вода.

 Земля – кормилица

Когда го­во­рят, что земля – кор­ми­ли­ца, имеют в виду почву. Рас­те­ния берут из почвы воду и рас­тво­рен­ные в ней пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Рас­те­ни­я­ми пи­та­ют­ся очень мно­гие жи­вот­ные. На­се­ко­мые едят корни рас­те­ний, стеб­ли, ли­стья (рис. 4), зер­но­яд­ные птицы ла­ко­мят­ся пло­да­ми. Рас­ти­тель­ный корм по­еда­ют ко­ро­вы, ло­ша­ди, лоси.

Майский жук

Рис. 4. Май­ский жук (Ис­точ­ник

Рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные ста­но­вят­ся до­бы­чей для хищ­ни­ков. Сле­до­ва­тель­но, хищ­ные жи­вот­ные за­ви­сят от пло­до­ро­дия почв.

Че­ло­век на земле вы­ра­щи­ва­ет зер­но­вые, овощ­ные, бо­бо­вые, пло­до­во-ягод­ные и де­ко­ра­тив­ные рас­те­ния. Пло­до­род­ная почва обес­пе­чи­ва­ет людей одеж­дой из хлоп­ка и льна, до­маш­них жи­вот­ных – кор­мом, а они дают че­ло­ве­ку мо­ло­ко, мясо, яйца, мед, шерсть и мно­гие дру­гие про­дук­ты. Почва – это важ­ней­шее бо­гат­ство стра­ны, по­это­му зем­ле­дель­цы за­бо­тят­ся о по­вы­ше­нии ее пло­до­ро­дия и охра­ня­ют ее.

 Забота о почве

Как люди за­бо­тят­ся о почве? Для того чтобы почва лучше про­пус­ка­ла воз­дух и удер­жи­ва­ла воду, еже­год­но ее пе­ре­ка­пы­ва­ют и рых­лят. При осен­ней пе­ре­коп­ке после сбора уро­жая комья земли не раз­би­ва­ют­ся, зимой между ними за­дер­жи­ва­ет­ся снег, по­это­му вес­ной почва лучше про­пи­ты­ва­ет­ся водой. Рых­лят почву вес­ной, перед самым по­се­вом (рис. 5). В рых­лой земле лучше про­рас­та­ют се­ме­на, быст­рее про­би­ва­ют­ся на­ру­жу рост­ки, хо­ро­шо раз­ви­ва­ет­ся кор­не­вая си­сте­ма.

Рыхление почвы

Рис. 5. Рых­ле­ние почвы (Ис­точ­ник

В почве очень мало рас­тво­рен­ных солей, по­это­му необ­хо­ди­мо еже­год­но по­пол­нять за­па­сы солей. На за­во­дах про­из­во­дят удоб­ре­ния, ко­то­рые со­дер­жат все необ­хо­ди­мые для роста рас­те­ний ми­не­раль­ные соли. Но есть и очень хо­ро­шие при­род­ные удоб­ре­ния, это торф и навоз. Их на­но­сят на почву осе­нью. Чем бо­га­че почва пе­ре­гно­ем, тем она пло­до­род­нее. Бла­го­да­ря тем­но­му цвету, почва лучше про­гре­ва­ет­ся под сол­неч­ны­ми лу­ча­ми.

Что на­но­сит вред почве? Вред почве при­чи­ня­ют овра­ги (рис. 6), силь­ные ветры, лив­не­вые дожди, ко­ле­са про­ез­жа­ю­щих ав­то­мо­би­лей, бы­то­вой мусор. Но люди на­учи­лись бо­роть­ся с овра­га­ми, на­при­мер, их скло­ны рас­па­хи­ва­ют не вдоль, а по­пе­рек.

Овраги

Рис. 6. Овра­ги (Ис­точ­ник

Рост­ки за­дер­жи­ва­ют воду, и она не сте­ка­ет вниз по скло­ну и не раз­мы­ва­ет почву. Еще, чтобы оста­но­вить рост овра­гов, вы­са­жи­ва­ют ку­стар­ни­ки и де­ре­вья на вер­ши­нах и скло­нах овра­га. В тех ме­стах, где силь­ные ветры ча­стые, люди вы­са­жи­ва­ют ле­со­за­щит­ные по­ло­сы и сеют травы.

 Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы по­лу­чи­ли зна­ния о со­ста­ве почвы. Также вы узна­ли зна­че­ние почвы для жизни че­ло­ве­ка.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav

http://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

http://www.youtube.com/watch?v=meUUt7CtwIk - заставка

Файлы