9 класс. Биология. Биосоциальная сущность вида

9 класс. Биология. Биосоциальная сущность вида

Комментарии преподавателя

 Биосоциальная сущность вида «Homo sapiens»

В про­цес­се ан­тро­по­ге­не­за (эво­лю­ци­он­но-ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­ка) про­изо­шло воз­ник­но­ве­ние на нашей пла­не­те выс­шей формы су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии – со­ци­аль­ной. По­яв­ле­ние че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том раз­ви­тия жизни в одной из ее эво­лю­ци­он­ных вет­вей – цар­стве жи­вот­ных. Био­ло­ги­че­ский вид че­ло­век ра­зум­ный (Homo sapiens) пред­став­ля­ет собой уни­каль­ную жиз­нен­ную форму, со­еди­ня­ю­щую в себе био­ло­ги­че­скую и со­ци­аль­ную сущ­но­сти. Это со­еди­не­ние обу­слов­ле­но дли­тель­ным про­цес­сом био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции и ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства. Со­ци­аль­ность не про­ти­во­по­став­ля­ет людей осталь­ной при­ро­де. Эво­лю­ция че­ло­ве­ка со­вер­шен­ство­ва­лась свя­зя­ми между осо­бя­ми. Си­сте­ма свя­зей между осо­бя­ми в по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ной струк­ту­рой. Че­ло­век – уни­каль­ный вид живых ор­га­низ­мов. Он ведет об­ще­ствен­ный образ жизни, об­ла­да­ет ра­з­умом, спо­соб­но­стью к твор­че­ству и со­зи­да­тель­но­му труду, речью, поз­во­ля­ю­щей пе­ре­да­вать ин­фор­ма­цию (зна­ния, уме­ния, на­вы­ки) из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, на­кап­ли­вая и при­умно­жая ее. По пути раз­ви­тия со­ци­аль­ной струк­ту­ры пошли и неко­то­рые на­се­ко­мые – пчелы и му­равьи, стай­ные птицы и звери (Рис. 1).

Рис. 1. Со­ци­аль­ные струк­ту­ры пчел, му­ра­вьев, птиц (Ис­точ­ник)

Для раз­ви­тия со­ци­аль­ной струк­ту­ры че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства по­тре­бо­вал­ся ряд пред­по­сы­лок. Ос­нов­ной пред­по­сыл­кой было пря­мо­хож­де­ние, ко­то­рое на пер­вом этапе не да­ва­ло осо­бо­го пре­иму­ще­ства че­ло­ве­ку, но осво­бо­ди­ло его пе­ред­ние ко­неч­но­сти и поз­во­ли­ло при­ме­нять раз­лич­ные пред­ме­ты, ис­поль­зуя их как ору­дия труда, за­щи­ты, охоты, хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти. Низ­кий рост го­минид ком­пен­си­ро­вал­ся спо­соб­но­стью кол­лек­тив­но тру­дить­ся (Рис. 2). Труд ста­но­вит­ся ос­нов­ным фак­то­ром эво­лю­ции че­ло­ве­ка.

Из­го­тав­ли­вая и ис­поль­зуя ору­дия труда, че­ло­век со­вер­шен­ство­вал кисти рук, а услож­не­ние тру­до­вых на­вы­ков при­ве­ло к укруп­не­нию го­лов­но­го мозга. Пер­вые го­мини­ды не умели быст­ро дви­гать­ся, были неболь­ши­ми, не об­ла­да­ли вы­нос­ли­во­стью, ост­ры­ми клы­ка­ми, ост­ры­ми ор­га­на­ми чувств, по­это­му су­ще­ство­ва­ли круп­ны­ми со­об­ще­ства­ми и вели кол­лек­тив­ную де­я­тель­ность.

Рис. 2. Го­мини­ды (Ис­точ­ник)

Кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность при­ве­ла к необ­хо­ди­мо­сти пе­ре­да­чи и об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей,

Воз­ни­ка­ет го­ло­со­вой ап­па­рат и вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма, что пред­опре­де­ля­ет уве­ли­че­ние и услож­не­ние нерв­ной си­сте­мы. Че­ло­век при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к при­род­ным усло­ви­ям в ре­зуль­та­те мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ских из­ме­не­ний, пе­ре­де­лы­ва­ет окру­жа­ю­щую среду, поль­зу­ясь ору­ди­я­ми труда, из­го­тов­ляя одеж­ду, строя жи­ли­ще, пе­ре­да­вая опыт. Дру­гие мле­ко­пи­та­ю­щие тоже спо­соб­ны пе­ре­да­вать свой опыт, но че­ло­век де­ла­ет это в разы эф­фек­тив­нее. Эф­фек­тив­ность спло­чен­но­го че­ло­ве­че­ско­го кол­лек­ти­ва, об­ла­да­ю­ще­го по­лу­чен­ны­ми на­вы­ка­ми, была очень вы­со­ка. Она ис­клю­ча­ла голод, холод, вне­зап­ное на­па­де­ние хищ­ни­ков. Век­тор есте­ствен­но­го от­бо­ра по­сте­пен­но из­ме­ня­ет­ся: на пер­вый план вме­сто при­зна­ков силы, агрес­сив­но­сти, вы­нос­ли­во­сти вы­хо­дят вни­ма­тель­ность, ком­му­ни­ка­бель­ность, на­блю­да­тель­ность, спо­соб­ность к тру­до­вым на­вы­кам. Все это спо­соб­ство­ва­ло росту го­лов­но­го мозга, со­вер­шен­ство­ва­нию го­ло­со­во­го ап­па­ра­та и вы­ра­бот­ки тон­кой мо­то­ри­ки кисти. На­чи­на­ет­ся про­цесс раз­де­ле­ния труда в за­ви­си­мо­сти от пола, воз­рас­та, силы. В за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни при­об­ре­тен­ных на­вы­ков люди на­чи­на­ют раз­би­вать­ся на груп­пы, по­яв­ля­ют­ся люди, от­вет­ствен­ные за опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти, про­из­вод­ство и учебу. Это при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию осо­бой со­ци­аль­ной струк­ту­ры –тра­ди­ций, услов­но­стей, об­ря­дов, за­ко­нов, ре­ли­гий.

 Заключение

Для успеш­но­го су­ще­ство­ва­ния необ­хо­ди­мо быть не толь­ко лов­ким и силь­ным, но и по­лу­чить опре­де­лен­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние.

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/tema-2/biosotsialnaya-suschnost-vida-homo-sapiens

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=NeIEU_E3ZcI

источнки презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=TRIe6-qgBZA

Файлы