9 класс. Биология. Биосоциальная сущность вида
9 класс. Биология. Биосоциальная сущность вида
Комментарии преподавателя
Биосоциальная сущность вида «Homo sapiens»
В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования человека) произошло возникновение на нашей планете высшей формы существования материи – социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей – царстве животных. Биологический вид человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Эволюция человека совершенствовалась связями между особями. Система связей между особями в популяции называется социальной структурой. Человек – уникальный вид живых организмов. Он ведет общественный образ жизни, обладает разумом, способностью к творчеству и созидательному труду, речью, позволяющей передавать информацию (знания, умения, навыки) из поколения в поколение, накапливая и приумножая ее. По пути развития социальной структуры пошли и некоторые насекомые – пчелы и муравьи, стайные птицы и звери (Рис. 1).
Рис. 1. Социальные структуры пчел, муравьев, птиц (Источник)
Для развития социальной структуры человеческого общества потребовался ряд предпосылок. Основной предпосылкой было прямохождение, которое на первом этапе не давало особого преимущества человеку, но освободило его передние конечности и позволило применять различные предметы, используя их как орудия труда, защиты, охоты, хозяйственной деятельности. Низкий рост гоминид компенсировался способностью коллективно трудиться (Рис. 2). Труд становится основным фактором эволюции человека.
Изготавливая и используя орудия труда, человек совершенствовал кисти рук, а усложнение трудовых навыков привело к укрупнению головного мозга. Первые гоминиды не умели быстро двигаться, были небольшими, не обладали выносливостью, острыми клыками, острыми органами чувств, поэтому существовали крупными сообществами и вели коллективную деятельность.
Рис. 2. Гоминиды (Источник)
Коллективная деятельность привела к необходимости передачи и обмена информацией,
Возникает голосовой аппарат и вторая сигнальная система, что предопределяет увеличение и усложнение нервной системы. Человек приспосабливается к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, переделывает окружающую среду, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, передавая опыт. Другие млекопитающие тоже способны передавать свой опыт, но человек делает это в разы эффективнее. Эффективность сплоченного человеческого коллектива, обладающего полученными навыками, была очень высока. Она исключала голод, холод, внезапное нападение хищников. Вектор естественного отбора постепенно изменяется: на первый план вместо признаков силы, агрессивности, выносливости выходят внимательность, коммуникабельность, наблюдательность, способность к трудовым навыкам. Все это способствовало росту головного мозга, совершенствованию голосового аппарата и выработки тонкой моторики кисти. Начинается процесс разделения труда в зависимости от пола, возраста, силы. В зависимости от степени приобретенных навыков люди начинают разбиваться на группы, появляются люди, ответственные за определенные обязанности, производство и учебу. Это привело к возникновению особой социальной структуры –традиций, условностей, обрядов, законов, религий.
Заключение
Для успешного существования необходимо быть не только ловким и сильным, но и получить определенное воспитание и образование.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/tema-2/biosotsialnaya-suschnost-vida-homo-sapiens
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=NeIEU_E3ZcI
источнки презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=TRIe6-qgBZA