2 класс. Математика. Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток
2 класс. Математика. Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток
Комментарии преподавателя
1. Сложение с помощью моделей числа
Нам нужно найти сумму двух чисел 37 и 48. Сначала сделаем это устно, представив числа в виде моделей. (Рис. 1.)
Рис. 1.
В числе 37 3 десятка и 7 единиц. В числе 48 4 десятка и 8 единиц. Когда мы выполняем сложение, мы объединяем оба числа.
Объединим единицы. К 8 единицам прибавляем 2 единицы и у нас получается десяток. Десяток мы можем представить моделью числа 10. (Рис. 2.)
Рис. 2.
Какое число у нас получилось?
В этом числе 8 десятков и 5 единиц. Это число 85.
2. Сложение с помощью использования свойств сложения
Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел.
Посмотрите на выражения:
37 + 48
Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40 и 8.
37 + 48 = 37 + (40 + 8)
Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое.
37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8
Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5.
37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85
Как вы думаете, есть ли более быстрый способ сложения чисел?
3. Сложение в столбик
Давайте воспользуемся способом сложения в столбик.
При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда – разряда единиц.
К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.
Десяток мы отправляем к разряду десятков.
Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.
Мы сложили два числа и получили число 85.
4. Решение выражений
Лисенок, бельчонок и котенок тоже учились складывать числа в столбик. Давайте посмотрим, все ли у них правильно получилось. Посмотрите на два числа, которые сложил в столбик лисенок. (Рис. 3.)
Рис. 3.
Давайте проверим правильность его вычислений. Найдем сумму единиц. 5 + 7 = 12. Под разрядом единиц мы пишем число 2 и передаем 1 десяток к разряду десятков. Лисенок этого не показал. Давайте посмотрим, не забыл ли он потом его прибавить?.
Складываем десятки. 3 + 2 = 5. Нам нужно прибавить еще один десяток. 5 + 1 = 6. Поэтому нужно поменять цифру в разряде десятков. Поэтому напомним Лисенку, что не нужно забывать отдавать десяток. (Рис. 4.)
Рис. 4.
Посмотрим на вычисления Котенка. (Рис. 5.)
Рис. 5.
Сначала складываем единицы. 7 + 6 = 13. У Котенка написана цифра 1, это значит, что допущена ошибка. Теперь складываем десятки. 4 + 1 = 5. И еще добавляем тот десяток, который мы отдали из разряда единиц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Котенка получился неправильный ответ. Вы догадались, в чем Котенок допустил ошибку? Он перепутал действие. Он вычел из числа 47 число 16. Поэтому заменим знак и получим правильное выражение. (Рис. 6.)
Рис. 6.
Проверим пример Бельчонка. (Рис. 7.)
Рис. 7.
Складываем единицы. 8 + 5 = 13. Записываем цифру 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков. Теперь складываем десятки. 2 + 1 = 3. И еще прибавляем 1 десяток, который мы отдали от разряда единиц. 3 + 1 = 4. Нужно не забывать записывать единичку, которую отдаем от разряда единиц разряду десятков. (Рис. 8.)
Рис. 8.
5. Итоги урока
На этом уроке мы рассмотрели несколько способов сложения чисел с переходом через десяток и убедились, что удобнее всего это делать в столбик.
6. Вычисления с переходом через десяток
Очень часто приходится выполнять сложение, когда оба слагаемых находятся в первом десятке, а сумма – число из второго десятка. Такие вычисления называются с переходом через десяток. Посмотрите на выражение (Рис. 9.):
Рис. 9.
К числу 8 нужно прибавить число 5. В таком случае нужно разложить второе слагаемое на сумму удобных слагаемых. Удобных таким образом, чтобы одно из этих слагаемых дополнило первое слагаемое до 10. Число 5 удобно разложить на сумму чисел 2 и 3. Число 2 дополняет число 8 до 10. 8 + 2 = 10. Теперь к 10 прибавляем число 3 и получаем число 13.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=A9fy2_E6cJc
http://interneturok.ru/ru/school/matematika/2-klass/slozhenie-i-vychitanie-pismennye-priyomy/pismennye-priemy-slozheniya-dvuznachnyh-chisel-s-perehodom-cherez-desyatok-vida-37-48?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=wHkmatC3UrI
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.