8 класс. География. Природные условия и ресурсы России

8 класс. География. Природные условия и ресурсы России

Комментарии преподавателя

 1. Природные условия

При­ро­да нераз­рыв­но свя­за­на с че­ло­ве­ком. Осо­бен­но­сти при­ро­ды в раз­ных ча­стях пла­не­ты вли­я­ют на при­выч­ки людей, на обы­чаи, осо­бен­но­сти, вку­со­вые пред­по­чте­ния фор­ми­ру­ют даже внеш­ний облик людей.

При­род­ные усло­вия - осо­бен­но­сти при­ро­ды кон­крет­ной тер­ри­то­рии, на ко­то­рой живут или ведут хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность люди

Рас­смат­ри­вая при­род­ные усло­вия,  мы будем иметь ввиду осо­бен­но­сти гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния, ре­лье­фа и гео­ло­ги­че­ско­го стро­е­ния, кли­ма­та, внут­рен­них вод и морей, почвы, рас­ти­тель­ный  и жи­вот­ный мир. (см. рис. 1) 

Рис. 1. При­род­ные усло­вия

Непо­сред­ствен­но, в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти эти при­род­ные  усло­вия не участ­ву­ют, но они вли­я­ют на все со­став­ля­ю­щую жизни че­ло­ве­ка. Иными сло­ва­ми можно ска­зать, что при­род­ные усло­вия - это та среда оби­та­ния, в ко­то­рой живёт че­ло­век, и к ко­то­рый он вы­нуж­ден при­спо­саб­ли­вать­ся.

 2. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека

И так как мы уже ска­за­ли, при­род­ные усло­вия вли­я­ют на мно­гие сферы де­я­тель­но­сти хо­зяй­ства че­ло­ве­ка. От при­род­ных усло­вий за­ви­сят такие от­рас­ли де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка как: сель­ское хо­зяй­ство, лес­ное и вод­ное хо­зяй­ство. По­смот­рим как вли­я­ют на хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность раз­ные при­род­ные усло­вия двух кон­крет­ных тер­ри­то­рий нашей стра­ны. Возь­мём для при­ме­ра  Аст­ра­хан­скую и Ар­хан­гель­скую об­ла­сти. (см. рис. 2)

Астраханская и Архангельская области на карте России

Рис. 2. Аст­ра­хан­ская и Ар­хан­гель­ская об­ла­сти на карте Рос­сии

Мы пом­ним, что при ха­рак­те­ри­сти­ке при­род­ных усло­вий надо учи­ты­вать раз­лич­ные ком­по­нен­ты при­род­ных усло­вий.

Ар­хан­гель­ская об­ласть на­хо­дит­ся на се­ве­ро-во­сто­ке Во­сточ­но-Ев­ро­пей­кой рав­ни­ны и омы­ва­ет­ся во­да­ми Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на. В пре­де­лах Ар­хан­гель­ской об­ла­сти на­хо­дит­ся край­няя се­вер­ная точка мыс Фли­ге­ли. Аст­ра­хан­ская об­ласть на­хо­дит­ся тоже в пре­де­лах Рус­ской рав­ни­ны, но на юге, и омы­ва­ет­ся во­да­ми Кас­пий­ско­го моря. Ре­льеф обеих тер­ри­то­рий рав­нин­ный, но в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти он более сло­жен и раз­но­об­ра­зен. Аст­ра­хан­ская об­ласть лежит на При­ка­спий­ской низ­мен­но­сти – самой низ­кой тер­ри­то­рии нашей стра­ны. Кли­мат Ар­хан­гель­ской об­ла­сти суров  - об этом мы можем ска­зать ис­хо­дя из гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния. Об­ласть на­хо­дит­ся в пре­де­лах арк­ти­че­ско­го, суб­арк­ти­че­ско­го и в се­вер­ной части уме­рен­но­го пояса, Аст­ра­хан­ская об­ласть лежит в южной части уме­рен­но­го пояса.

Положение Астраханской и Архангельской областей на климатической карте

Рис. 3. По­ло­же­ние Аст­ра­хан­ской и Ар­хан­гель­ской об­ла­стей на кли­ма­ти­че­ской карте

Се­вер­ную часть Ар­хан­гель­ской об­ла­сти за­ни­ма­ют арк­ти­че­ские пу­сты­ни, се­ве­ро-во­сточ­ную - тунд­ры, южнее, более по­ло­ви­ны тер­ри­то­рии за­ни­ма­ет тайга. Аст­ра­хан­ская об­ласть на 70% лежит в пре­де­лах сухих сте­пей, по­лу­пу­стынь и пу­стынь. Как мы видим, при­род­ные усло­вия этих двух тер­ри­то­рий зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся друг от друга и, как след­стви­ем этого яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ная раз­ни­ца в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Мо­же­те ли вы от­ве­тить на такой во­прос: в какой из этих об­ла­стей будет раз­ви­то оле­не­вод­ство и лес­ное хо­зяй­ство? Ко­неч­но в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, по­то­му что в пре­де­лах этой тер­ри­то­рии на­хо­дит­ся тунд­ра и тайга.

 3. Понятие «Природные ресурсы»

Эле­мен­ты при­ро­ды, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет  для своей хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти,  на­зы­ва­ют­ся  при­род­ны­ми ре­сур­са­ми

При­род­ные ре­сур­сы – это со­во­куп­ность объ­ек­тов и си­стем живой и нежи­вой при­ро­ды, окру­жа­ю­щие че­ло­ве­ка и ис­поль­зу­ю­щи­е­ся в про­цес­се об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства для удо­вле­тво­ре­ния ма­те­ри­аль­ных и куль­тур­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка и об­ще­ства

Де­ле­ние на при­род­ные ре­сур­сы и при­род­ные усло­вия до­ста­точ­но услов­но. На­при­мер, вода и сол­неч­ный свет могут быть од­но­вре­мен­но и при­род­ны­ми ре­сур­са­ми и при­род­ны­ми  усло­ви­я­ми. По мере со­вер­шен­ство­ва­ния тех­ни­ки и тех­но­ло­гий неко­то­рые при­род­ные усло­вия пе­ре­хо­дят в раз­ряд при­род­ных ре­сур­сов, на­при­мер, гео­тер­маль­ные ис­точ­ни­ки стали ис­поль­зо­вать­ся лю­дь­ми от­но­си­тель­но недав­но.

 4. Виды природных ресурсов

По осо­бен­но­стям про­ис­хож­де­ния при­род­ные ре­сур­сы на несколь­ко видов. (см. рис.4) 

Рис. 4. Виды при­род­ных ре­сур­сов по осо­бен­но­стям про­ис­хож­де­ния

При­род­ные ре­сур­сы раз­ли­ча­ют по при­зна­кам ис­чер­па­е­мо­сти и воз­об­но­ви­мо­сти.(см. рис. 5)

Рис. 5. Типы при­род­ных ре­сур­сов по ис­чер­па­е­мо­сти и воз­об­но­ви­мо­сти

При­род­ные ре­сур­сы де­лят­ся на несколь­ко групп по воз­мож­но­стям их хо­зяй­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния. С этой точки зре­ния вы­де­ля­ют­ся ре­сур­сы, ко­то­рые можно ис­поль­зо­вать при до­стиг­ну­том уровне раз­ви­тия тех­ни­ки. Часть ре­сур­сов, ко­то­рые уста­нов­ле­ны, но в на­сто­я­щее время  не могут быть ис­поль­зо­ва­ны, на­зы­ва­ют по­тен­ци­аль­ны­ми, или про­гноз­ны­ми. Вы­де­ля­ют­ся также за­ме­ни­мые и неза­ме­ни­мые ре­сур­сы. Неза­ме­ни­мые - это воз­дух, земля, прес­ная вода. За­ме­ни­мые - это те ре­сур­сы, ко­то­рые можно за­ме­нить дру­ги­ми - нефть, уголь.

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/prirodnye-usloviya-i-resursy/prirodnye-usloviya-i-resursy-rossii?seconds=0&chapter_id=232

источник презентации - http://900igr.net/zip/geografija/Rossija-strana.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LnOuWkafgA8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yDYZRuMUP90

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=plMC693WTHo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pwNBKjiyHA0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=vQ_fsAoT5Eg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5PW-x5ooA8w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=auOvCJyByec

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-zlYzqpyWbc

Файлы