2 класс. Русский язык. Звонкие и глухие согласные звуки
2 класс. Русский язык. Звонкие и глухие согласные звуки
Комментарии преподавателя
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума –глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] |
Б |
(бэ) |
[п] | [п’] |
П |
(пэ) |
[д] | [д’] |
Д |
(дэ) |
[т] | [т’] |
Т |
(тэ) |
[з] | [з’] |
З |
(зэ) |
[с] | [с’] |
С |
(эс) |
[г] | [г’] |
Г |
(гэ) |
[к] | [к’] |
К |
(ка) |
[в] | [в’] |
В |
(вэ) |
[ф] | [ф’] |
Ф |
(эф) |
[ж] |
|
Ж |
(жэ) |
[ш] |
|
Ш |
(ша) |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:
[л] | [л’] | [м] | [м’] | [н] | [н’] | [р] | [р’] | [й’] |
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] |
Л |
(эль) |
[м] | [м’] |
М |
(эм) |
[н] | [н’] |
Н |
(эн) |
[р] | [р’] |
Р |
(эр) |
|
[й’] |
Й |
(и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] |
Х |
(ха) |
[ц] |
Ц |
(цэ) |
|
[ч’] |
Ч |
(че) |
|
[щ’] |
Щ |
(ща) |
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
дочка – точка
бочка – почка
шар – жар
удочка – уточка
Рис. 3. Удочка (Источник) |
Рис. 4. Уточка (Источник)
|
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Рис. 5. Мёд (Источник) |
Рис. 6. Лёд (Источник) |
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=FL2BGB25y0w
http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/zvonkie-i-gluhie-soglasnye-zvuki
http://www.youtube.com/watch?v=Y2XeWdbE7A8