1 класс. Математика. Название и запись чисел до 20

1 класс. Математика. Название и запись чисел до 20

Комментарии преподавателя

 1. Десяток

На дан­ном уроке мы будем ис­поль­зо­вать па­лоч­ки. По­счи­тай­те, сколь­ко па­ло­чек изоб­ра­же­но на ри­сун­ке. (рис. 1)

Рис. 1

Про­ну­ме­ру­ем каж­дую па­лоч­ку, чтобы узнать, сколь­ко же всего па­ло­чек изоб­ра­же­но на ри­сун­ке. (рис. 2)

Рис. 2

Свя­жем эти де­сять па­ло­чек в один пучок, мы по­лу­чим новую еди­нич­ку из­ме­ре­ния – де­ся­ток. На ри­сун­ке изоб­ра­же­но де­сять па­ло­чек или один де­ся­ток. (рис. 3)

Рис. 3

 2. Образование чисел второго десятка

У нас по­лу­чил­ся один де­ся­ток. В ста­ри­ну де­ся­ток по-дру­го­му на­зы­ва­ли «дцать». И сей­час мы узна­ем, как же по­лу­ча­ют­ся числа вто­ро­го де­сят­ка.

Если к од­но­му де­сят­ку – дцать – до­ба­вить ещё одну па­лоч­ку, то по­лу­чим один на дцать. (рис. 4) 

 

Рис. 4

Какое число по­лу­чи­лось? Один­на­дцать.

Возь­мем вто­рую па­лоч­ку. По­ло­жим на де­сять па­ло­чек две па­лоч­ки. (рис. 5)

Рис. 5

Сколь­ко по­лу­чи­лось па­ло­чек? Две­на­дцать.

Возь­мем тре­тью па­лоч­ку. По­ло­жим на де­сять па­ло­чек три па­лоч­ки. (рис. 6)

Рис. 6

Сколь­ко по­лу­чи­лось па­ло­чек? Три­на­дцать.

По­ло­жим че­ты­ре па­лоч­ки на де­сять па­ло­чек. (рис. 7)

Рис. 7

Сколь­ко по­лу­чи­лось па­ло­чек? Че­тыр­на­дцать.

По­ло­жим пять па­ло­чек на де­сять па­ло­чек. По­лу­чим пят­на­дцать.

Шесть – шест­на­дцать.

Семь – сем­на­дцать.

Во­семь – во­сем­на­дцать.

Де­вять – де­вят­на­дцать.

Возь­мем два де­сят­ка па­ло­чек. (рис. 8) 

Рис. 8

У нас по­лу­чил­ся ещё один де­ся­ток, или дцать. Сколь­ко у нас де­сят­ков те­перь? Два де­сят­ка – два­дцать.

За­пи­шем два ряда чисел. (рис. 9)

Рис. 9

В пер­вом ряду – числа, ко­то­рые хо­ро­шо вам зна­ко­мы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Во вто­ром ряду – числа, ко­то­рые мы по­лу­чи­ли на дан­ном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

 3. Сравнение однозначных и двузначных чисел

Срав­ни­те два ряда этих чисел и по­ду­май­те, чем они от­ли­ча­ют­ся друг от друга. В за­пи­си чисел пер­во­го ряда при­сут­ству­ет толь­ко один зна­чок. То есть, если у нас число один, мы за­пи­сы­ва­ем его одной циф­рой – циф­рой 1. Если у нас число два, мы за­пи­сы­ва­ем его одной циф­рой – циф­рой 2. Число пять мы за­пи­сы­ва­ем одной циф­рой – циф­рой 5.

В за­пи­си чисел вто­ро­го ряда при­сут­ству­ют две цифры.

Десть мы за­пи­сы­ва­ем двумя циф­ра­ми – циф­ра­ми 1 и 0.

Две­на­дцать мы за­пи­сы­ва­ем двумя циф­ра­ми – циф­ра­ми 1 и 2.

То есть в за­пи­си этих чисел мы ис­поль­зу­ем два знач­ка – две цифры.

По­это­му, числа пер­во­го ряда на­зы­ва­ют­ся од­но­знач­ные числа, а числа вто­ро­го ряда на­зы­ва­ют­ся дву­знач­ные числа – в их за­пи­си два знач­ка. (рис. 10)

Рис. 10

 4. Устное произношение двузначных чисел

Об­ра­ти­те, вни­ма­ние на то, что когда мы устно про­из­но­сим дву­знач­ные числа – де­сять, один­на­дцать, две­на­дцать, мы сна­ча­ла на­зы­ва­ем ко­ли­че­ство сво­бод­ных еди­ни­чек, а потом де­ся­ток  – дцать. (рис. 11)

Рис. 11

 5. Запись двузначных чисел

Когда же мы эти числа за­пи­сы­ва­ем, то на пер­вое место мы ста­вим цифру, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет ко­ли­че­ство де­сят­ков – один де­ся­ток, на вто­рое место мы ста­вим ко­ли­че­ство сво­бод­ных еди­ни­чек, ко­то­рые мы до­ба­ви­ли к де­сят­ку. (рис. 12)

Рис. 12

По­лу­ча­ем:

11

Один­на­дцать

То есть на пер­вом месте де­сят­ки, на вто­ром месте за­пи­си – еди­нич­ки.

14

Че­тыр­на­дцать

Че­ты­ре сво­бод­ных еди­нич­ки и один де­ся­ток.

При за­пи­си: один де­ся­ток, че­ты­ре еди­нич­ки.

16

Шест­на­дцать

Один де­ся­ток и шесть еди­ни­чек.

Най­ди­те среди чисел вто­ро­го ряда числа, в ко­то­рых нет сво­бод­ных еди­ни­чек, числа, ко­то­рые со­сто­ят толь­ко из де­сят­ков. Это числа де­сять и два­дцать. (рис. 13)

Рис. 13

 6. Круглые числа

При за­пи­си этих чисел на месте еди­ниц стоит цифра ноль 0, на месте де­сят­ков – цифра, ука­зы­ва­ю­щая на ко­ли­че­ство де­сят­ков.

10 – один де­ся­ток, ноль еди­ни­чек

20 – два де­сят­ка, ноль еди­ни­чек.

В ма­те­ма­ти­ке такие числа еще круг­лы­ми чис­ла­ми. (рис. 14)

Рис. 14

10 и 20 – круг­лые числа, они со­сто­ят толь­ко из де­сят­ков.

На уроке мы по­зна­ко­ми­лись с тем, как по­яви­лись дву­знач­ные числа, мы на­учи­лись за­пи­сы­вать дву­знач­ные числа, узна­ли, что дву­знач­ные числа – это числа, в ко­то­рых при за­пи­си на пер­вом месте стоит число де­сят­ков, на вто­ром месте – число еди­ниц. В за­пи­си этих чисел ис­поль­зу­ет­ся две цифры, по­это­му эти числа на­зы­ва­ют­ся дву­знач­ны­ми. Рас­смот­рен­ный ма­те­ри­ал по­мо­жет нам в даль­ней­шем изу­че­нии ма­те­ма­ти­ки.

 

ИСТОЧНИ КИ

http://www.youtube.com/watch?v=Pr8Ipr0S6Xs

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/undefined-0/obrazovanie-chisel-vtorogo-desyatka-dvuznachnye-chisla-ot-10-do-20?seconds=0&chapter_id=860

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.