3 класс. Русский язык. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

3 класс. Русский язык. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Комментарии преподавателя

Ино­гда со­глас­ные иг­ра­ют с нами в прят­ки. Они не про­из­но­сят­ся, но пи­шут­ся в тет­рад­ке. Тема урока: «Пра­ви­ло про­вер­ки на­пи­са­ния слов с непро­из­но­си­мы­ми со­глас­ны­ми».

Доб­рое слово здрав­ствуй­те ска­за­ла я вам. «Здра­вия желаю!» Так при­вет­ству­ют друг друга во­ен­ные. Что же озна­ча­ло словоздра­вие? Здра­вие – это здо­ро­вье. А здрав­ство­вать – озна­ча­ло быть здо­ро­вым и жить, быть живым. По­это­му наше при­вет­ствие здрав­ствуй­те! озна­ча­ет: будь­те здо­ро­вы и жи­ви­те, будь­те живы.

Здрав­ствуй­те, здрав­ство­вать – так пи­шут­ся эти слова, так как есть род­ствен­ное слово здра­вие (здо­ро­вье).

А про­из­но­сим эти слова по-дру­го­му: здра[ст]вуйте, здра[ст]во­вать.

Неко­то­рые звуки рус­ско­го языка труд­но вы­го­ва­ри­вать, когда рядом с ними есть ещё несколь­ко со­глас­ных. Вот и ре­ши­ли буквы на месте этих зву­ков пи­сать, а звуки не про­из­но­сить.

 Какие звуки называются непроизносимыми:

В рус­ском языке много слов, в ко­то­рых есть под­ряд три со­глас­ных звука. Один со­глас­ный звук из трёх не про­из­но­сит­ся. Такие со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся непро­из­но­си­мы­ми.

Про­чи­та­ем од­но­ко­рен­ные слова. Най­дём слова, в ко­то­рых не все со­глас­ные звуки про­из­но­сят­ся.

Весть, из­ве­стие, вест­ник, из­вест­ный, из­вест­но.

Звук [т] не про­из­но­сит­ся в сло­вах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Ко­рень -вест- в од­но­ко­рен­ных сло­вах пи­шет­ся оди­на­ко­во.

Грусть, гру­стит, груст­но, груст­ный.

Звук [т] не про­из­но­сит­ся в сло­вах гру[сн]о, гру[сн]ый. Ко­рень -груст- пи­шет­ся оди­на­ко­во.

Букву, ко­то­рая обо­зна­ча­ет непро­из­но­си­мый со­глас­ный звук, будем под­чёр­ки­вать одной чер­той. Это ор­фо­грам­ма.

вест­ник – весть

груст­ный – грусть

В этих сло­вах ясно слы­шит­ся звук [т'] на конце слова. Под­черк­нём букву в про­ве­роч­ном слове двумя чер­та­ми. вест­ник – из­ве­стие

груст­ный – гру­стит

В этих сло­вах ясно слы­шит­ся звук [т'], так как после со­глас­но­го звука идёт глас­ный. Под­черк­нём эти буквы двумя чер­та­ми (см. Рис. 1).

Рис. 1. Об­ра­зец

 Какие слова являются проверочными?

Чтобы не оши­бить­ся в на­пи­са­нии слов с непро­из­но­си­мы­ми со­глас­ны­ми зву­ка­ми, надо по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное слово, чтобы непро­из­но­си­мый звук ясно слы­шал­ся.

Про­ве­роч­ны­ми могут быть од­но­ко­рен­ные слова, в ко­то­рых:

со­глас­ный звук ясно слы­шит­ся на конце слова;

со­глас­ный звук ясно слы­шит­ся, когда на­хо­дит­ся перед глас­ным.

 Решаем новую орфографическую задачу:

По­про­бу­ем ре­шить новую ор­фо­гра­фи­че­скую за­да­чу зна­ко­мы­ми вам спо­со­ба­ми про­вер­ки кор­ней.

Из­ме­ни­те слова по ко­ман­де во­про­са каков? Под­бе­ри­те од­но­ко­рен­ное слово, от­ве­ча­ю­щее на во­прос что?

чуде[сн]ый – чу­де­сен, чу­де­са, чу­дес­ный ин­те­ре[сн]ый – ин­те­ре­сен, ин­те­рес, ин­те­рес­ный сви[с'н']ет – свист, свист­нет у[сн]а я – уста, уст­ная хру[сн]ула – хруст, хруст­ну­ла Во всех сло­вах есть со­че­та­ние со­глас­ных [сн] или [с'н'].

В сло­вах чу­дес­ный, ин­те­рес­ный между зву­ка­ми [сн] нет непро­из­но­си­мо­го звука [т], а по­то­му нет и буквы т. В сло­вах свист­нет, уст­ная, хруст­ну­ла есть непро­из­но­си­мый со­глас­ный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Об­ра­зец

 Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Про­чи­та­ем слова так, как мы их го­во­рим. Вслу­ши­вай­ся в звуки в ука­зан­ных ме­стах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что ин­те­рес­но­го в обо­зна­че­нии зву­ков [ств], [зн], [з'н']?

На месте зву­ков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте зву­ков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что ин­те­рес­но­го в обо­зна­че­нии зву­ков [ств], [зн], [з'н']?]  

Рис. 3. Об­ра­зец

При­ме­ни зна­ко­мые спо­со­бы про­вер­ки и до­ка­жи, что слова на­пи­са­ны пра­виль­но.

звёзд­ная – (что?) звез­да, позд­ний – (что сде­лать?) опоз­дать, празд­ник – (каков?) праз­ден

В этих сло­вах есть непро­из­но­си­мый со­глас­ный звук, по­это­му пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Об­ра­зец

гроз­ный – (что де­лать?) гро­зить, про­каз­ник – (что?) про­ка­зы

В этих сло­вах нет непро­из­но­си­мо­го со­глас­но­го звука, по­это­му нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Об­ра­зец

В сло­вах чув­ство, участ­вую по­мо­жет за­пом­нить буквы сло­варь.

[00:07:05 Что ин­те­рес­но­го в обо­зна­че­нии зву­ков [нц], [рц]?] Что на­ри­со­ва­но? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солн­це и серд­це

Ска­жем эти слова и по­слу­ша­ем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узна­ем нуж­ные буквы с по­мо­щью од­но­ко­рен­ных про­ве­роч­ных слов.

Есть такие по­сло­ви­цы: «При сол­ныш­ке тепло, при ма­те­ри добро. Острое сло­веч­ко колет сер­деч­ко».

сол­ныш­ко, (какой?) сол­неч­ный – солн­це

сер­деч­ко, (какой?) сер­деч­ный – серд­це

В сло­вах есть непро­из­но­си­мые со­глас­ные звуки, они обо­зна­че­ны бук­ва­ми Л, Д.

Ты, на­вер­ное, уди­вишь­ся тому, что слова крест и окрест­ность рань­ше были од­но­ко­рен­ны­ми. В древ­но­сти в рус­ском языке было слово окрест, что озна­ча­ло во­круг, около, на все че­ты­ре сто­ро­ны. А окрест­ность – это место во­круг че­го-то или по со­сед­ству с чем-то, на­при­мер: город и его окрест­но­сти.

Окрест­ность можно про­ве­рить сло­вом окрест.

 Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непро­из­но­си­мые со­глас­ные могут быть в таких со­че­та­ни­ях зву­ков:

[сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].

При пись­ме эти со­че­та­ния зву­ков опас­ны, так как может быть ор­фо­грам­ма: буква на месте непро­из­но­си­мо­го со­глас­но­го звука.

Буквы непро­из­но­си­мых со­глас­ных: Д, Т, В, Л.

 Запоминаем способы проверки:

Власт­ный, ра­дост­ный, несчаст­ный,

и пре­лест­ный, и ненаст­ный,

доб­лест­ный, бес­ко­рыст­ный, чест­ный.

Этих слов не за­бы­вай­те.

При пись­ме в них Т встав­ляй­те.

Ре­ши­те ор­фо­гра­фи­че­ские за­да­чи в сло­вах с опас­ным со­че­та­ни­ем зву­ков [сн]. Ста­рай­тесь за­пом­нить спо­со­бы про­вер­ки.

Под­бе­рём од­но­ко­рен­ные слова, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) ра­дость

несчастный – (что?) несча­стье

пре­лестный – (что?) пре­лесть

ненастный – (что?) нена­стье

бес­ко­рыстный – (что?) ко­рысть

доб­лестный – (что?) доб­лесть

честный – (что?) честь

Вкус­ный, глас­ный, ин­те­рес­ный,

без­опас­ный и небес­ный,

и чу­дес­ный, и пре­крас­ный,

и ужас­ный, и на­прас­ный.

Этих слов не за­бы­вай­те,

букву Т в них не встав­ляй­те.  (Н. Бе­тень­ко­ва)

Под­бе­рём од­но­ко­рен­ные слова, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что? Из­ме­ним эти слова по ко­ман­де во­про­са каков?

вкус­ный – (каков?) вку­сен

глас­ный – (что?) глас

ин­те­рес­ный – (каков?) ин­те­ре­сен

без­опас­ный – (каков?) без­опа­сен

небес­ный – (что?) небе­са

чу­дес­ный – (что?) чу­де­са

пре­крас­ный – (каков?) пре­кра­сен

ужас­ный – (каков?) ужа­сен

на­прас­ный – (каков?) на­пра­сен

В этих сло­вах нет непро­из­но­си­мо­го со­глас­но­го звука, по­это­му буквы Т в них быть не долж­но.

 Размышляем над транскрипциями слов:

Даны тран­скрип­ции слов. По­че­му в сло­вах букв боль­ше, чем зву­ков?

[л'эс'н'ица] – лест­ни­ца 7 зву­ков, 8 букв [м'эсный'] – мест­ный 6 зву­ков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверст­ник 8 зву­ков, 9 букв

В этих сло­вах букв боль­ше, чем зву­ков, так как один звук непро­из­но­си­мый

Слово лест­ни­ца про­ве­рить нель­зя.

Мест­ный про­ве­рим сло­вом место.

Слово сверст­ник об­ра­зо­ва­лось от древ­не­го рус­ско­го слова вер­ста, что озна­ча­ло воз­раст.

А вот ро­вес­ник пи­шет­ся без буквы Т. На­пи­са­ние слова надо за­пом­нить.

 Заключение:

На уроке вы узна­ли, что в рус­ском языке много слов, в ко­то­рых есть под­ряд три со­глас­ных звука. Один со­глас­ный звук из трёх не про­из­но­сит­ся. Такие со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся непро­из­но­си­мы­ми.

Чтобы не оши­бить­ся в на­пи­са­нии слов с непро­из­но­си­мы­ми со­глас­ны­ми зву­ка­ми, надо по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное слово, чтобы непро­из­но­си­мый звук ясно слы­шал­ся.

 ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=Rq7tmRQpVvE

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi?seconds=0&chapter_id=2221

http://www.youtube.com/watch?v=ApDJr0Jx6ew

Файлы