6 класс. География. Гидросфера. Реки
6 класс. География. Гидросфера. Реки
Комментарии преподавателя
Как известно, на реки оказывают влияние климат и рельеф. В зависимости от того, по какой форме рельефа протекает река, она может быть горной или равнинной. А климат определяет характер питания реки и её режим в течение года.
Источниками питания в основном бывают атмосферные осадки в виде снега или дождя, ледники и грунтовые воды. Тот источник, который обеспечивает наибольшее количество стока реки, считается преимущественным. Известно, что большая часть рек имеет смешанное питание. Снеговое питание характерно для рек, располагающихся в тех районах, где устойчивые морозные снежные зимы. В тех районах, где зимы непродолжительные, неснежные, мягкие и осадки опадают в основном в виде дождей, преобладает дождевое питание. В горных районах с современным оледенением преимущественно ледниковое питание (рис. 1). Рек с грунтовым питанием очень мало, особенно в районах, где располагается многолетняя мерзлота.
Рис. 1. Горная река
В горных речках преимущество того или иного вида питания зависит от высоты. В верхнем поясе, где располагается снег, в основном питание будет снеговое, а у вершины гор, где располагаются ледники, будет преобладать ледниковое питание, что связано с высотной поясностью в горах.
От соотношения разных источников питания рек зависит и её распределение внутригодового стока, а именно: режим рек. С учетом источников питания и режима рек принято выделять несколько климатических типов рек, или типов водных режимов, которых во всем мире насчитывается около 38. В России из них встречается 18 типов. Рассмотрим 5 наиболее часто встречающихся типов рек.
1 тип: это реки преимущественно снегового питания с весенним половодьем (рис. 2). У таких рек половодье наступает в период таяния снегов в тех районах, где достаточно продолжительные снежные зимы.
Рис. 2. Половодье
Половодье приходится на весну – начало лета. Чем южнее располагаются эти реки, тем активнее начинает таять снег, а значит, и активнее начинается половодье. В северных районах у этих рек преимущественно позднее половодье, т.е. сроки сдвигаются на середину – конец лета. Для всех рек этого типа характерны контрастные сезонные колебания их стока, связанные с источником питания. На севере многоводные летние или весенние разливы рек сочетаются с крайне маловодной зимней меженью, когда реки скованы льдом и питаются исключительно грунтовыми водами, вплоть до полного прекращения стока и в районах многолетней мерзлоты иногда даже пересыхают. В южных районах распространения этого типа реки летом мелеют или даже пересыхают, несмотря на то, что на лето приходится максимум осадков. Это обусловлено значительным увеличением испарения при высоких летних температурах. Осенью при понижении температуры и сокращении испарения уровень воды в реках увеличивается. На долю снегового питания в данном типе приходится 50–80% полного годового стока.
2 тип: это реки ледникового питания с половодьем в теплое время года. Такие реки располагаются в высокогорных и горных районах, где есть большие площади ледников. Здесь ледниковое питание дает больше половины всего годового стока реки и является основным источником питания. Поскольку ледники тают позже, то период половодья смещается на теплое время, а именно, на середину-конец года.
3 тип: это реки муссонного климата с высокой водностью в теплую часть года. Влияние муссонов на режим этих рек проявляется в высоком продолжительном паводке и маловодности рек зимой (рис. 3).
Рис. 3. Паводок
Паводки наступают обычно летом, и это связано с обильными муссонными дождями, которые могут быть обложными и продолжительными. Дожди составляют около 50–80% годового стока этих рек.
4 тип: это реки районов многолетней мерзлоты с многоводностью в летний период. Преобладание дождевого стока обусловлено крайне малым количеством зимних осадков и незначительным снежным покровом, а также скудным грунтовым питанием из-за распространения многолетней мерзлоты. В северных и высокогорных районах снег тает при одновременном питании рек дождевыми осадками. Весь сток здесь проходит в течение кратковременного лета, а в остальную часть года реки очень маловодны или сток у них иссекает. В низкогорных районах таяние снега проходит весной, что обуславливает некоторое повышение водности рек. Сток рек этого типа за теплый период достигает 90–95% годового.
5 тип: это реки с преобладающим дождевым питанием и паводковым режимом. Такие реки характерны для тех районов, в которых незначительный снежный покров, поэтому и половодье бывает невысокое. Большую часть стока здесь формируют преимущественно дожди, которые вызывают высокие кратковременные паводки. И не только в теплое время года, но и в холодный период.
Известно, что многие реки замерзают. Это характерно в основном для рек северного полушария. Тогда на реках наступает ледостав – период, когда наблюдается на реке или другом водоеме неподвижный ледяной покров. Весной наступает вскрытие рек, или ледоход (рис. 4), когда по поверхности рек или других водоемов начинает лед или ледяные поля благодаря действию ветров и течений.
Рис. 4. Ледоход
По ледовому режиму различают реки с устойчивым ледоставом различной длительности и реки с неустойчивым ледоставом, иногда наступающим не каждый год.
Сток – это перемещение вод по земной коре. Различают поверхностный (речной) и подземный. Сток характеризуется расходом воды: объемом воды, протекающей в единицу времени через живое сечение реки. Он обычно выражается в м3/с. Среднесуточные расходы воды позволяют определить максимальные и минимальные расходы, а также объем расхода воды за год с площади бассейна. Годовой сток Амазонки (рис. 5) составляет 3787 км3, а у Волги – 270 км3 (рис. 6).
Рис. 5. Река Амазонка
Рис. 6. Река Волга
Величина стока зависит от ряда факторов: климата, рельефа местности, почвенного и растительного покрова, влияния болот, крупных проточных озер. Зоной самого обильного стока являются экваториальные широты, здесь же он и равномерно распределен во времени. Самый обильный сток наблюдается в Южной Америке. Зона минимального стока приходится на субполярные широты северного полушария. Здесь сток минимальный, и приходится он на теплое время года: весну и лето.
Чуть больше половины материка Австралии имеет разобщенный сток или относится к внутренним бассейнам стока. На западном плато сток наиболее разобщен, и действующие здесь потоки функционируют редко и непродолжительное время, а заканчиваются обычно во временных озерах или болотах, приуроченных к бессточным котловинам. Большая территория в Квинсленде – северная территория Южной Австралии площадью в 1143 км2 – принадлежит к бассейну озера Эйр (рис. 7), одному из крупнейших бассейнов внутреннего стока.
Рис. 7. Озеро Эйр
Крупные реки этого бассейна Джорджина, Дайамантина и Купер-Крик характеризуются очень малыми уклонами и обычно представляют собой лабиринты сухих переплетающихся русел. Однако после дождей они могут разливаться на много километров в ширину. Воды этих рек очень редко достигают озера Эйр. В 1950 г. его котловина заполнилась впервые со времени колонизации материка европейцами. Такие реки в Австралии и на других материках называют реки-крики, иначе говоря, пересыхающие реки (рис. 8).
Рис. 8. Пересыхающие реки
Во время дождей они разливаются, а в другие сезоны, когда недостаточно источников питания, реки пересыхают.
Рис. 9. Ледостав
Длительность и характер ледостава (рис. 9), а также толщина льда зависит на реках в основном от температурного режима зимы, от её продолжительности, от характера водного объекта, от ветрового режима и др. Малые реки и непроточные водоемы замерзают быстрее, чем большие, а горные реки из-за быстрого течения иногда не имеют сплошного ледостава. Участки, где течение быстрое или куда притекают теплые воды (сбросовые, грунтовые), могут оставаться свободными ото льда. Такие участки называются полыньями (рис. 10).
Рис. 10. Полынья
На водоемах европейской части России ледостав обычно начинается во второй половине ноября и завершается в основном в середине декабря. Вскрытие большинства водоемов ото льда начинается в начале апреля и заканчивается к началу мая.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=_0pEEeJ72VA
http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass
http://www.youtube.com/watch?v=TOGqkGbrWOo
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.