1 класс. Русский язык. Слово. Его значение

1 класс. Русский язык. Слово. Его значение

Комментарии преподавателя

Слова бы­ва­ют раз­ные. Есть веж­ли­вые слова: «спа­си­бо», «здрав­ствуй­те». Есть важ­ные слова: «Ро­ди­на», «мир». Есть до­ро­гие слова: «мама», «папа». Есть вкус­ные слова: «кон­фе­ты», «мо­ро­же­ное». А школь­ные слова мо­же­те на­звать? На­вер­ное, сразу ска­же­те: «школа», «класс», «учи­тель», «уче­ни­ки». Слов раз­ных очень-очень много и по зву­ча­нию, и по зна­че­нию.

Вот как на­пи­сал об этом Ми­ха­ил Пляц­ков­ский в сти­хо­тво­ре­нии «Какие бы­ва­ют слова» (рис. 1):

Есть слад­кое слово – кон­фе­та.

Есть быст­рое слово – ра­ке­та.

Есть кис­лое слово – лимон.

Есть слово с окош­ком – вагон.

Есть слово ко­лю­чее – ёжик.

Есть слово про­мок­шее – дож­дик.

 

 

 

 

 

кон­фе­та

ра­ке­та

лимон

 

вагон

ёжик

дож­дик

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию (Ис­точ­ник)

Каж­дое услы­шан­ное слово вы смог­ли пред­ста­вить, по­то­му что оно что-то обо­зна­ча­ет, на­уч­но го­во­рят – имеет зна­че­ние, и вы им поль­зо­ва­лись ко­гда-то в своей речи или слы­ша­ли в речи дру­гих людей. Но ко­гда-то каж­дое слово вы узна­ли впер­вые, вам объ­яс­ни­ли взрос­лые, что оно зна­чит, и вы это за­пом­ни­ли. Так по­яв­лял­ся и на­кап­ли­вал­ся ваш соб­ствен­ный запас слов.

Мно­гие слова вам по­нят­ны сразу, и вы мо­же­те до­га­дать­ся, как они по­яви­лись.

Вот слово «ста­рик» – это ста­рый че­ло­век, «малыш» – ма­лень­кий че­ло­век (рис. 2).

 

 

ста­рик

малыш

Рис. 2. Ста­рик и малыш (Ис­точ­ник)

Ка­кие-то слова можно узнать, если вы­яс­нить ис­то­рию их воз­ник­но­ве­ния.

Зна­е­те ли вы, что ко­гда-то глаза на­зы­ва­ли «очи»? Те­перь вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова «очки»?

Очки – при­бор с двумя стёк­ла­ми для улуч­ше­ния зре­ния и для за­щи­ты глаз (рис. 3).

Рис. 3. Очки (Ис­точ­ник)

Лоб на­зы­ва­ли чело. Смо­же­те объ­яс­нить, как по­яви­лось слово че­ло­век? Че­ло­век – живое су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее ра­з­умом и речью.

Мо­же­те ли вы объ­яс­нить, что озна­ча­ют на­уч­ные слова «лек­си­ка», «эти­мо­ло­гия»? На­вер­ное, нет, ведь слова очень труд­ные и редко встре­ча­ют­ся. Про­чи­тай­те их зна­че­ние.

Лек­си­ка – это гре­че­ское слово, обо­зна­ча­ю­щее весь сло­вар­ный со­став языка, т. е. все слова языка.

Эти­мо­ло­гия – тоже гре­че­ское слово, это наука о про­ис­хож­де­нии слов. Она вы­яс­ня­ет, как слово по­яви­лось в нашем языке, от­ку­да при­шло.

А за­ду­мы­ва­лись ли вы, сколь­ко слов в рус­ском языке? Точно от­ве­тить вам не смо­жет никто. Дело в том, что язык всё время по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, в нём по­яв­ля­ют­ся новые слова, ведь по­яв­ля­ют­ся и новые изоб­ре­те­ния, от­кры­тия, пред­ме­ты, ко­то­рым да­ют­ся на­зва­ния. Неко­то­рые слова со­всем ис­че­за­ют из на­ше­го со­вре­мен­но­го языка. 

Как же узна­ют о новых и ста­рых сло­вах? Из сло­ва­рей. Их на­зы­ва­ют тол­ко­вы­ми сло­ва­ря­ми, по­то­му что их за­да­ча – объ­яс­нить, рас­тол­ко­вать смысл слов. Эти сло­ва­ри боль­шие и тол­стые, ведь слов в нашем языке очень много, на­зва­ния всего, что есть во Все­лен­ной можно найти в сло­ва­рях. Самый боль­шой «Сло­варь со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка» со­сто­ит из 17 томов (рис. 4).

Рис. 4. Сло­варь (Ис­точ­ник)

Об ис­то­рии по­яв­ле­ния слова в языке рас­ска­жет сло­варь, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ским (рис. 5).

Рис. 5. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь

Сло­ва­ри со­став­ля­ют люди, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся тем, что со­би­ра­ют слова. Их фа­ми­лии вы про­чтё­те на об­лож­ках этих умных книг.  Фран­цуз­ский пи­са­тель Ана­толь Франц ска­зал: «Сло­варь – это вся все­лен­ная в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке».

Слова в сло­ва­ре рас­по­ло­же­ны в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке, по­это­му если вы хо­ро­шо зна­е­те ал­фа­вит, то легко и быст­ро най­дё­те любое слово, зна­че­ние ко­то­ро­го хо­ти­те вы­яс­нить и объ­яс­не­ние к нему. Это на­зы­ва­ет­ся сло­вар­ной ста­тьей.

А зна­е­те ли вы, что в XIX веке жил со­ста­ви­тель од­но­го из самых ин­те­рес­ных сло­ва­рей рус­ско­го языка – Вла­ди­мир Ива­но­вич Даль (рис. 6)? 

Рис. 6. В.И. Даль (Ис­точ­ник)

Его глав­ным делом было со­би­рать слова. Он ездил по Рос­сии, при­слу­ши­вал­ся к речи людей и за­пи­сы­вал слова. Даль со­брал две­сти тысяч слов. Он хотел от­дать своё бо­гат­ство всем людям и решил со­ста­вить сло­варь: по­се­лить все слова вме­сте, в боль­шой книге. Свой труд В.И. Даль на­звал «Тол­ко­вый сло­варь жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка» (рис. 7).   

Рис. 7. Сло­варь В.И. Даля (Ис­точ­ник)

По­про­буй­те узнать слово по его опи­са­нию (рис. 8).

1. Сши­тые листы чи­стой бу­ма­ги в об­лож­ке.

2. Пря­мо­уголь­ник с рав­ны­ми сто­ро­на­ми.

3. Рас­ка­лён­ное небес­ное тело (звез­да), во­круг ко­то­ро­го вра­ща­ет­ся наша Земля и дру­гие пла­не­ты.

 

 

 

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к за­да­нию (Ис­точ­ник)

Зна­чит, зная лек­си­че­ское зна­че­ние, слово можно легко опре­де­лить. Но не все слова на­ше­го языка можно найти в сло­ва­ре. Рус­ский язык так богат и кра­сив, что в нём су­ще­ству­ют слова, с по­мо­щью ко­то­рых мы вы­ра­жа­ем свои чув­ства, и все их по­ни­ма­ют без объ­яс­не­ния, на­при­мер: «ура!, тьфу, ну и ну, брысь». Най­ди­те такие слова в сти­хо­тво­ре­нии: 

Те, кого охва­тит страх,

Про­из­но­сят слово «Ах!»

Кто встре­ча­ет­ся с бедой,

Про­из­но­сит слово «Ой!»

Кто от­ста­нет от дру­зей,

Про­из­но­сит слово «Эй!»

У кого за­хва­тит дух,

Про­из­но­сит слово «Ух!»

А. Те­тив­кин

Это слова: ах, ох, эх, эй, ух, ой. Вы тоже та­ки­ми сло­ва­ми ино­гда поль­зу­е­тесь.

Под­ве­дём итог урока. Всё о чём мы ду­ма­ем, что де­ла­ем, видим или слы­шим, мы можем вы­ра­зить сло­ва­ми – ска­зать или на­пи­сать. Се­год­ня вы узна­ли, что у каж­до­го слова есть лек­си­че­ское зна­че­ние, и если вы слово ещё не зна­е­те и не по­ни­ма­е­те его зна­че­ния, то нужно вос­поль­зо­вать­ся тол­ко­вым сло­ва­рём и вы­яс­нить его лек­си­че­ское зна­че­ние или спро­сить у взрос­лых. Пом­ни­те: чем боль­ше че­ло­век чи­та­ет, тем боль­ше слов он узна­ёт.

А вот незна­ко­мое слово, не зная его зна­че­ния, в речи ис­поль­зо­вать не надо: «Со сло­вом обид­ным – нель­зя то­ро­пить­ся, чтоб зав­тра себя са­мо­го не сты­дить­ся» – ска­зал поэт Н. Ры­лен­ков.

Гру­бые, обид­ные, рез­кие слова не кра­сят са­мо­го го­во­ря­ще­го. По­пол­няй­те свой сло­вар­ный запас сло­ва­ми ум­ны­ми и доб­ры­ми.

Се­год­ня на уроке мы по­зна­ко­ми­лись с мно­го­об­ра­зи­ем лек­си­че­ско­го сло­вар­но­го за­па­са рус­ско­го языка, на­учи­лись опре­де­лять лек­си­че­ское зна­че­ние слов, а также узна­ли ав­то­ра «Тол­ко­во­го сло­ва­ря жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка» – Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Даля.  

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/nasha-rech/slovo-i-ego-znachenie-znakomstvo-s-tolkovym-slovaryom

http://www.youtube.com/watch?v=CBKl0jKR7_A

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yaziku-slovo-i-ego-zna.html

Файлы