8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.
8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.
Комментарии преподавателя
На данном уроке мы познакомимся с квадратичной функцией вида и свойствами этой функции. Ранее мы уже знакомились с простейшей квадратичной функцией , сегодня же мы подробно рассмотрим влияние введенного коэффициента , рассмотрим принципиальные примеры, когда и , и увидим закономерность построения параболы для таких двух случаев. Весь урок будет посвящен рассмотрению положительных значений коэффициента .
Урок: Функция , ее свойства и график
1. Определение свойств коэффициента k > 0 на примере построения графиков трех простейших функций
Еще в прошлом году мы изучали построение графиков простейших функций: (константная), (линейная), (простейшая квадратичная). На сегодняшнем уроке мы рассмотрим усложненный вариант квадратичной функции , где коэффициент может быть каким угодно числом, например, или . Важно разобраться и понять, каким образом этот коэффициент влияет на построение квадратичной функции в частности и любой функции в целом. На данном уроке мы будем рассматривать только положительные значения этого коэффициента .
Изобразим в одной системе координат (рис. 1) графики трех функций: (синий пунктир), (красная линия), (зеленая линия).
Рис. 1.
Попробуем разобраться, каким образом численный коэффициент влияет на построение графика функции с помощью таблицы значений указанных функций:
0 |
1 |
2 |
-1 |
-2 |
|
0 |
1 |
4 |
1 |
4 |
|
0 |
2 |
8 |
2 |
8 |
|
0 |
2 |
2 |
Из таблицы легко заметить такую закономерность: для всех значений аргумента значения функции в два раза больше, чем у функции , а значения функции в два раза меньше, чем у функции .
Таким образом, несложно понять, что коэффициент , который мы хотим исследовать, влияет на функцию следующим образом: все значения исходной простейшей функции умножаются на него, и получаются значения конечной функции.
Например, значение функции при : , а значение функции при : , т.е. умноженное на коэффициент , который в данном случае равен 2.
Единственное значение аргумента для всех трех рассмотренных функции, при котором можно не заметить влияние коэффициента - это . Но это не противоречит произведенным выводам, т.к. значение всех указанных функций в этой точке равно 0, а . Получаем, что выведенное нами правило преобразования квадратичной функции в зависимости от положительного значения коэффициента применимо ко всем ее значениям. Можно догадаться, что данное правило верно не только для квадратичной, но и для произвольной функции, что мы рассмотрим позднее.
Можно обратить внимание и на взаимное расположение преобразованных функций: график находится выше всего, затем ниже и под ними . Такое расположение понятно, значения функции для соответствующих значений аргумента самые большие у первого графика, в два раза меньше у второго и еще в два раза меньше у третьего.
Т.е. результатом построения функции при будет парабола с ветками направленными вверх, но более «пологими» при (зеленая линия) и более «крутыми» при (красная линия) относительно графика (см. рис. 2).
Рис. 2.
2. Формулировка общего правила построения функций, которые умножаются на коэффициент k > 0
Как действует коэффициент на квадратичную функцию, стало понятно. Теперь докажем, что аналогичным образом он действует и на любую функцию, что мы уже предположили ранее.
Изобразим в системе координат график произвольной функции (синяя линия) и попробуем построить ее преобразования с использованием коэффициента , например, такие: (зеленая линия) и (красная линия) (рис. 3).
Рис. 3.
Вычислим и построим опорные точки наших функций с помощью таблицы их значений аналогично предыдущему случаю:
Нанесем значения функций при аргументах и на график в виде точек и соответственно. Легко видеть, что выполнено введенное нами ранее правило: коэффициент увеличивает значение функции (растягивает) в два раза, а уменьшает значение функции (сжимает) в два раза.
Теперь можем обобщить и сформулировать правило действия коэффициента при умножении на любую функцию:
1) Если коэффициент , то все значения исходной простейшей функции умножаются на , и получаются значения конечной функции (график простейшей функции растягивается вдоль оси в раз);
2) Если коэффициент и представим в виде , то все значения исходной простейшей функции делятся на (умножаются на ), и получаются значения конечной функции (график простейшей функции сжимается вдоль оси в раз).
3. Свойства функции y = kx² при k > 0
Свойства функции при (парабола с ветками вверх, касающаяся оси – см. рис. 4).
1) Область определения: - любое число, т.к. любое число можно возвести в квадрат;
2) Область значений: , т.к. любое число, возведенное в квадрат, является неотрицательным, и его произведение с положительным коэффициентом также будет неотрицательным;
3) Нули функции: - точка касания с осью и пересечения с осью (вершина параболы);
4) Промежутки знакопостоянства функции: при любых значениях , ни при каком значении , что было указано выше;
5) Функция убывает при ;
6) Функция возрастает при ;
7) Функция непрерывна, т.е. на ней не присутствуют разрывы и график можно построить, не отрывая карандаша от бумаги. На самом деле в строгой формулировке это достаточно сложное понятие и более подробно мы будем с ним работать в 11 классе;
8) Наибольшее значение функции не существует, т.к. в области значений нет никакого числа, которое бы ее ограничивала;
9) Наименьшее значение функции (как минимально в области значений);
10) График симметричен относительно оси .
Рис. 4.
4. Определение монотонности функции
Более подробно остановимся на понятии монотонности функции.
Определение. Функция монотонно возрастает, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции: .
Определение. Функция монотонно убывает, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции: .
Теперь рассмотрим конкретные примеры.
5. Примеры на исследование свойств и построение графиков вида y = kx² при k > 0
Пример 1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке .
Решение. Для удобства изобразим график данной функции на рис. 5.
Рис. 5.
По свойству монотонности функции такого типа можем указать, что на отрезке функция монотонно убывает в диапазоне от до , т.е. наименьшее значение , а наибольшее .
Ответ. .
Пример 2. Найдите пределы изменения функции на отрезке .
Решение. Изобразим график данной функции с необходимыми нам элементами на рис. 6.
Рис. 6.
На указанном отрезке по оговоренным нами свойствам функция убывает, в крайних точках она равна: . Если исследовать свойства функции более полно и найти ее наибольшее и наименьшее значения, то очевидно, что . Т.е. пределы изменения функции: .
Ответ..
Пример 3. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке .
Решение. Изобразим график функции с необходимыми элементами на рисунке 7.
Рис. 7.
Особенность этой задачи по сравнению с предыдущими в том, что необходимо сравнивать значения функции, выходя за пределы одного участка монотонности. На участке функция убывает в диапазоне , на участке функция возрастает в диапазоне . Как видно из указанных промежутков монотонности, наибольшее значение функции достигается при , а наименьшее при .
Результат решения можно сформулировать и в терминах минимумов и максимумов:
;
.
Ответ. .
Пример 4. Изобразить схематически графики функций .
Решение. Изобразим в одной системе координат все указанные графики с необходимыми для объяснения элементами и прокомментируем их (см. рис. 8). .
Рис. 8.
Рассмотрим точку : в этой точке значение первой функции () равнялось длине отрезка , а для построения точки на графике второй функции () длину этого отрезка необходимо увеличить в 4 раза и получить значение равное длине отрезка . Аналогично получаем точку на графике третьей функции () путем уменьшения длины отрезка в 4 раза и получения отрезка . Все эти преобразования мы проделываем, исходя из сформулированного нами правила работы с коэффициентом , который умножается на функцию.
Аналогично мы работаем и с левой частью графиков и получаем точки и при построении отрезков и соответственно.
Т.е. из простейшего графика функции мы получаем график функции путем растяжения вдоль оси в 4 раза, а график функции путем сжатия вдоль оси в 4 раза.
Ответ. Построено.
На сегодняшнем занятии мы рассмотрели свойства и график функции при , на следующем уроке мы уделим внимание случаю исследования свойств функции того же типа, но при .
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/funktsiya-y-k-x-sup-2-sup-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=14
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=8aFvZeMCJmg