8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.

8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.

Комментарии преподавателя

На данном уроке мы познакомимся с квадратичной функцией вида  и свойствами этой функции. Ранее мы уже знакомились с простейшей квадратичной функцией , сегодня же мы подробно рассмотрим влияние введенного коэффициента , рассмотрим принципиальные примеры, когда  и , и увидим закономерность построения параболы для таких двух случаев. Весь урок будет посвящен рассмотрению положительных значений коэффициента .

 Введение

Урок: Функ­ция , ее свой­ства и гра­фик

 1. Определение свойств коэффициента k > 0 на примере построения графиков трех простейших функций

Еще в про­шлом году мы изу­ча­ли по­стро­е­ние гра­фи­ков про­стей­ших функ­ций:  (кон­стант­ная),  (ли­ней­ная),  (про­стей­шая квад­ра­тич­ная). На се­го­дняш­нем уроке мы рас­смот­рим услож­нен­ный ва­ри­ант квад­ра­тич­ной функ­ции , где ко­эф­фи­ци­ент  может быть каким угод­но чис­лом, на­при­мер,  или . Важно разо­брать­ся и по­нять, каким об­ра­зом этот ко­эф­фи­ци­ент вли­я­ет на по­стро­е­ние квад­ра­тич­ной функ­ции в част­но­сти и любой функ­ции в целом. На дан­ном уроке мы будем рас­смат­ри­вать толь­ко по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния этого ко­эф­фи­ци­ен­та .

Изоб­ра­зим в одной си­сте­ме ко­ор­ди­нат (рис. 1) гра­фи­ки трех функ­ций:  (синий пунк­тир),  (крас­ная линия),  (зе­ле­ная линия).

Рис. 1.

По­про­бу­ем разо­брать­ся, каким об­ра­зом чис­лен­ный ко­эф­фи­ци­ент вли­я­ет на по­стро­е­ние гра­фи­ка функ­ции с по­мо­щью таб­ли­цы зна­че­ний ука­зан­ных функ­ций:

0

1

2

-1

-2

0

1

4

1

4

0

2

8

2

8

0

2

2

Из таб­ли­цы легко за­ме­тить такую за­ко­но­мер­ность: для всех зна­че­ний ар­гу­мен­та  зна­че­ния функ­ции  в два раза боль­ше, чем у функ­ции , а зна­че­ния функ­ции  в два раза мень­ше, чем у функ­ции .

Таким об­ра­зом, неслож­но по­нять, что ко­эф­фи­ци­ент , ко­то­рый мы хотим ис­сле­до­вать, вли­я­ет на функ­цию сле­ду­ю­щим об­ра­зом: все зна­че­ния ис­ход­ной про­стей­шей функ­ции умно­жа­ют­ся на него, и по­лу­ча­ют­ся зна­че­ния ко­неч­ной функ­ции.

На­при­мер, зна­че­ние функ­ции  при , а зна­че­ние функ­ции  при , т.е. умно­жен­ное на ко­эф­фи­ци­ент , ко­то­рый в дан­ном слу­чае равен 2.

Един­ствен­ное зна­че­ние ар­гу­мен­та для всех трех рас­смот­рен­ных функ­ции, при ко­то­ром можно не за­ме­тить вли­я­ние ко­эф­фи­ци­ен­та  - это . Но это не про­ти­во­ре­чит про­из­ве­ден­ным вы­во­дам, т.к. зна­че­ние всех ука­зан­ных функ­ций в этой точке равно 0, а . По­лу­ча­ем, что вы­ве­ден­ное нами пра­ви­ло пре­об­ра­зо­ва­ния квад­ра­тич­ной функ­ции в за­ви­си­мо­сти от по­ло­жи­тель­но­го зна­че­ния ко­эф­фи­ци­ен­та  при­ме­ни­мо ко всем ее зна­че­ни­ям. Можно до­га­дать­ся, что дан­ное пра­ви­ло верно не толь­ко для квад­ра­тич­ной, но и для про­из­воль­ной функ­ции, что мы рас­смот­рим позд­нее.

Можно об­ра­тить вни­ма­ние и на вза­им­ное рас­по­ло­же­ние пре­об­ра­зо­ван­ных функ­ций: гра­фик  на­хо­дит­ся выше всего, затем ниже  и под ними . Такое рас­по­ло­же­ние по­нят­но, зна­че­ния функ­ции для со­от­вет­ству­ю­щих зна­че­ний ар­гу­мен­та самые боль­шие у пер­во­го гра­фи­ка, в два раза мень­ше у вто­ро­го и еще в два раза мень­ше у тре­тье­го.

Т.е. ре­зуль­та­том по­стро­е­ния функ­ции  при  будет па­ра­бо­ла с вет­ка­ми на­прав­лен­ны­ми вверх, но более «по­ло­ги­ми» при  (зе­ле­ная линия) и более «кру­ты­ми» при  (крас­ная линия) от­но­си­тель­но гра­фи­ка  (см. рис. 2).

Рис. 2.

 2. Формулировка общего правила построения функций, которые умножаются на коэффициент k > 0

Как дей­ству­ет ко­эф­фи­ци­ент  на квад­ра­тич­ную функ­цию, стало по­нят­но. Те­перь до­ка­жем, что ана­ло­гич­ным об­ра­зом он дей­ству­ет и на любую функ­цию, что мы уже пред­по­ло­жи­ли ранее.

Изоб­ра­зим в си­сте­ме ко­ор­ди­нат гра­фик про­из­воль­ной функ­ции  (синяя линия) и по­про­бу­ем по­стро­ить ее пре­об­ра­зо­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем ко­эф­фи­ци­ен­та , на­при­мер, такие:  (зе­ле­ная линия) и  (крас­ная линия) (рис. 3).

Рис. 3.

Вы­чис­лим и по­стро­им опор­ные точки наших функ­ций с по­мо­щью таб­ли­цы их зна­че­ний ана­ло­гич­но преды­ду­ще­му слу­чаю:

На­не­сем зна­че­ния функ­ций при ар­гу­мен­тах  и  на гра­фик в виде точек  и  со­от­вет­ствен­но. Легко ви­деть, что вы­пол­не­но вве­ден­ное нами ранее пра­ви­ло: ко­эф­фи­ци­ент  уве­ли­чи­ва­ет зна­че­ние функ­ции (рас­тя­ги­ва­ет) в два раза, а  умень­ша­ет зна­че­ние функ­ции (сжи­ма­ет) в два раза.

Те­перь можем обоб­щить и сфор­му­ли­ро­вать пра­ви­ло дей­ствия ко­эф­фи­ци­ен­та  при умно­же­нии на любую функ­цию:

1) Если ко­эф­фи­ци­ент , то все зна­че­ния ис­ход­ной про­стей­шей функ­ции умно­жа­ют­ся на , и по­лу­ча­ют­ся зна­че­ния ко­неч­ной функ­ции (гра­фик про­стей­шей функ­ции рас­тя­ги­ва­ет­ся вдоль оси  в  раз);

2) Если ко­эф­фи­ци­ент  и пред­ста­вим в виде , то все зна­че­ния ис­ход­ной про­стей­шей функ­ции де­лят­ся на  (умно­жа­ют­ся на ), и по­лу­ча­ют­ся зна­че­ния ко­неч­ной функ­ции (гра­фик про­стей­шей функ­ции сжи­ма­ет­ся вдоль оси  в  раз).

 3. Свойства функции y = kx² при k > 0

Свой­ства функ­ции  при  (па­ра­бо­ла с вет­ка­ми вверх, ка­са­ю­ща­я­ся оси  – см. рис. 4).

1) Об­ласть опре­де­ле­ния:  - любое число, т.к. любое число можно воз­ве­сти в квад­рат;

2) Об­ласть зна­че­ний: , т.к. любое число, воз­ве­ден­ное в квад­рат, яв­ля­ет­ся неот­ри­ца­тель­ным, и его про­из­ве­де­ние с по­ло­жи­тель­ным ко­эф­фи­ци­ен­том  также будет неот­ри­ца­тель­ным;

3) Нули функ­ции:  - точка ка­са­ния с осью  и пе­ре­се­че­ния с осью  (вер­ши­на па­ра­бо­лы);

4) Про­ме­жут­ки зна­ко­по­сто­ян­ства функ­ции:  при любых зна­че­ни­ях  ни при каком зна­че­нии , что было ука­за­но выше;

5) Функ­ция убы­ва­ет при ;

6) Функ­ция воз­рас­та­ет при ;

7) Функ­ция непре­рыв­на, т.е. на ней не при­сут­ству­ют раз­ры­вы и гра­фик можно по­стро­ить, не от­ры­вая ка­ран­да­ша от бу­ма­ги. На самом деле в стро­гой фор­му­ли­ров­ке это до­ста­точ­но слож­ное по­ня­тие и более по­дроб­но мы будем с ним ра­бо­тать в 11 клас­се;

8) Наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции  не су­ще­ству­ет, т.к. в об­ла­сти зна­че­ний нет ни­ка­ко­го числа, ко­то­рое бы ее огра­ни­чи­ва­ла;

9) Наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции  (как ми­ни­маль­но в об­ла­сти зна­че­ний);

10) Гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси .

Рис. 4.

 4. Определение монотонности функции

Более по­дроб­но оста­но­вим­ся на по­ня­тии мо­но­тон­но­сти функ­ции.

Опре­де­ле­ние. Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет, если боль­ше­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет боль­шее зна­че­ние функ­ции: .

Опре­де­ле­ние. Функ­ция мо­но­тон­но убы­ва­ет, если боль­ше­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет мень­шее зна­че­ние функ­ции: .

Те­перь рас­смот­рим кон­крет­ные при­ме­ры.

 5. Примеры на исследование свойств и построение графиков вида y = kx² при k > 0

При­мер 1. Найти наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции  на от­рез­ке .

Ре­ше­ние. Для удоб­ства изоб­ра­зим гра­фик дан­ной функ­ции на рис. 5.

Рис. 5.

По свой­ству мо­но­тон­но­сти функ­ции та­ко­го типа можем ука­зать, что на от­рез­ке  функ­ция мо­но­тон­но убы­ва­ет в диа­па­зоне от  до , т.е. наи­мень­шее зна­че­ние , а наи­боль­шее .

Ответ. .

При­мер 2. Най­ди­те пре­де­лы из­ме­не­ния функ­ции  на от­рез­ке .

Ре­ше­ние. Изоб­ра­зим гра­фик дан­ной функ­ции с необ­хо­ди­мы­ми нам эле­мен­та­ми на рис. 6.

Рис. 6.

На ука­зан­ном от­рез­ке по ого­во­рен­ным нами свой­ствам функ­ция убы­ва­ет, в край­них точ­ках она равна: . Если ис­сле­до­вать свой­ства функ­ции более полно и найти ее наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ния, то оче­вид­но, что . Т.е. пре­де­лы из­ме­не­ния функ­ции: .

Ответ..

При­мер 3. Най­ди­те наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции  на от­рез­ке .

Ре­ше­ние. Изоб­ра­зим гра­фик функ­ции с необ­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми на ри­сун­ке 7.

Рис. 7.

Осо­бен­ность этой за­да­чи по срав­не­нию с преды­ду­щи­ми в том, что необ­хо­ди­мо срав­ни­вать зна­че­ния функ­ции, вы­хо­дя за пре­де­лы од­но­го участ­ка мо­но­тон­но­сти. На участ­ке  функ­ция убы­ва­ет в диа­па­зоне , на участ­ке  функ­ция воз­рас­та­ет в диа­па­зоне . Как видно из ука­зан­ных про­ме­жут­ков мо­но­тон­но­сти, наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции  до­сти­га­ет­ся при , а наи­мень­шее  при .

Ре­зуль­тат ре­ше­ния можно сфор­му­ли­ро­вать и в тер­ми­нах ми­ни­му­мов и мак­си­му­мов:

;

.

Ответ. .

При­мер 4. Изоб­ра­зить схе­ма­ти­че­ски гра­фи­ки функ­ций .

Ре­ше­ние. Изоб­ра­зим в одной си­сте­ме ко­ор­ди­нат все ука­зан­ные гра­фи­ки с необ­хо­ди­мы­ми для объ­яс­не­ния эле­мен­та­ми и про­ком­мен­ти­ру­ем их (см. рис. 8). .

Рис. 8.

Рас­смот­рим точку : в этой точке зна­че­ние пер­вой функ­ции () рав­ня­лось длине от­рез­ка , а для по­стро­е­ния точки  на гра­фи­ке вто­рой функ­ции () длину этого от­рез­ка необ­хо­ди­мо уве­ли­чить в 4 раза и по­лу­чить зна­че­ние рав­ное длине от­рез­ка . Ана­ло­гич­но по­лу­ча­ем точку  на гра­фи­ке тре­тьей функ­ции () путем умень­ше­ния длины от­рез­ка  в 4 раза и по­лу­че­ния от­рез­ка . Все эти пре­об­ра­зо­ва­ния мы про­де­лы­ва­ем, ис­хо­дя из сфор­му­ли­ро­ван­но­го нами пра­ви­ла ра­бо­ты с ко­эф­фи­ци­ен­том , ко­то­рый умно­жа­ет­ся на функ­цию.

Ана­ло­гич­но мы ра­бо­та­ем и с левой ча­стью гра­фи­ков и по­лу­ча­ем точки  и  при по­стро­е­нии от­рез­ков  и  со­от­вет­ствен­но.

Т.е. из про­стей­ше­го гра­фи­ка функ­ции  мы по­лу­ча­ем гра­фик функ­ции  путем рас­тя­же­ния вдоль оси  в 4 раза, а гра­фик функ­ции  путем сжа­тия вдоль оси  в 4 раза.

Ответ. По­стро­е­но.

На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы рас­смот­ре­ли свой­ства и гра­фик функ­ции  при , на сле­ду­ю­щем уроке мы уде­лим вни­ма­ние слу­чаю ис­сле­до­ва­ния свойств функ­ции того же типа, но при .

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/funktsiya-y-k-x-sup-2-sup-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=14

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=8aFvZeMCJmg

Файлы