8 класс. География. Природные районы и природно-хозяйственные зоны

8 класс. География. Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Цель урока: по­зна­ко­мить­ся с ос­нов­ны­ми при­род­ны­ми рай­о­на­ми Рос­сии, узнать, как они из­ме­не­ны че­ло­ве­ком.

 2. Природные районы. ПТК

Каж­дый че­ло­век живет в опре­де­лен­ном при­род­ном рай­оне стра­ны. В ос­но­ве вы­де­ле­ния при­род­ных рай­о­нов лежит раз­ли­чия в их ре­лье­фе, гео­ло­ги­че­ском стро­е­нии, кли­ма­те и пр.

Природные районы России

Рис. 1. При­род­ные рай­о­ны Рос­сии (Ис­точ­ник)

Раз­де­ле­ние тер­ри­то­рии на от­дель­ные при­род­ные и гео­гра­фи­че­ские рай­о­ны на­зы­ва­ет­ся фи­зи­ко-гео­гра­фи­че­ским рай­о­ни­ро­ва­ни­ем.

При­ро­да каж­до­го рай­о­на очень раз­но­об­раз­на, от­ли­ча­ют­ся почвы, внут­рен­ние воды, рас­ти­тель­ность и жи­вот­ный мир.

Русская равнина

Рис. 2. Рус­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

Все ком­по­нен­ты каж­до­го при­род­но­го рай­о­на вза­и­мо­дей­ству­ют между собой и с со­сед­ни­ми рай­о­на­ми. По сути, каж­дый при­род­ный район, пред­став­ля­ет собой до­ста­точ­но круп­ный при­род­но-тер­ри­то­ри­аль­ный ком­плекс (ПТК). При­род­но-тер­ри­то­ри­аль­ный ком­плекс – за­ко­но­мер­ное со­че­та­ние вза­и­мо­свя­зан­ных ком­по­нен­тов при­ро­ды на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии. ПТК могут быть раз­но­го раз­ме­ра, на­при­мер, ПТК ма­те­ри­ка, озера,  реки, бо­ло­та.

Схема взаимосвязей компонентов ПТК

Рис. 3. Схема вза­и­мо­свя­зей ком­по­нен­тов ПТК (Ис­точ­ник)

Без зна­ния осо­бен­но­стей при­ро­ды и ланд­шаф­та того или иного при­род­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го ком­плек­са не воз­мож­но пра­виль­но вести хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность. На­при­мер, при стро­и­тель­стве нужно учи­ты­вать ха­рак­тер ре­лье­фа, грун­та, на­ли­чие мно­го­лет­ней мерз­ло­ты; при ве­де­нии сель­ско­го хо­зяй­ства учи­ты­ва­ют тип почвы, кли­мат и пр.

 3. Природные зоны

При­род­ная зо­наль­ность – одна из глав­ных гео­гра­фи­че­ских за­ко­но­мер­но­стей, ко­то­рой под­чи­ня­ют­ся все при­род­но-тер­ри­то­ри­аль­ные ком­плек­сы, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в по­сле­до­ва­тель­ной и опре­де­лен­ной смене гео­гра­фи­че­ских по­я­сов и зон. Че­ре­до­ва­ние при­род­ных зон за­ви­сит в первую оче­редь от кли­ма­та и осо­бен­но­стей ре­лье­фа. На тер­ри­то­рии Рос­сии при­род­ные зоны сме­ня­ют­ся с се­ве­ра на юг.

Карта природных зон России

Рис. 4. Карта при­род­ных зон Рос­сии (Ис­точ­ник)

 4. Природные зоны и человек

При­род­ные зоны часто на­зы­ва­ют при­род­но-хо­зяй­ствен­ные, так как они в той или иной сте­пе­ни из­ме­не­ны хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка и его су­ще­ство­ва­ние и ха­рак­тер хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти за­ви­сят от окру­жа­ю­щей при­ро­ды. На­при­мер, невоз­мож­но вы­ра­щи­вать пше­ни­цу в арк­ти­че­ских пу­сты­нях или раз­во­дить оле­ней в сте­пях. Во мно­гом имен­но при­род­ные усло­вия опре­де­ли­ли ха­рак­тер одеж­ды, вид жи­ли­ща, ку­ли­нар­ные тра­ди­ции на­ро­дов. Надо от­ме­тить, что по мере раз­ви­тия об­ще­ства и тех­ни­ки, че­ло­век все боль­ше из­ме­ня­ет и при­спо­саб­ли­ва­ет под себя при­род­ную среду, то есть ис­поль­зу­ет при­ро­ду (при­ро­до­поль­зо­ва­ние).

Оленеводство в тундре

Рис. 5. Оле­не­вод­ство в тундре (Ис­точ­ник)

В наи­боль­шей сте­пе­ни че­ло­ве­ком и его хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью из­ме­не­ны те при­род­ные зоны, где наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия (пло­до­род­ные почвы, кли­мат, рас­ти­тель­ность и др.). Таким об­ра­зом, в наи­боль­шей сте­пе­ни из­ме­не­нию под­верг­лись при­род­ные зоны сте­пей, ле­со­сте­пей, ши­ро­ко­лист­вен­ных лесов. Кроме того, ак­тив­но осва­и­ва­ют­ся тер­ри­то­рии, бо­га­тые по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми, дру­ги­ми ре­сур­са­ми и на­хо­дя­щи­е­ся вб­ли­зи круп­ных го­ро­дов, ма­ги­стра­лей, пред­при­я­тий.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/tema-2/prirodnye-rayony-i-prirodno-hozyaystvennye-zony?seconds=0&chapter_id=1815

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LG54__y_F1w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZAm-II7he1o

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JikVgzHUZls

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=wwIHlLqaXIk

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы