8 класс. География. Природные районы и природно-хозяйственные зоны
8 класс. География. Природные районы и природно-хозяйственные зоны
Комментарии преподавателя
1. Введение
Цель урока: познакомиться с основными природными районами России, узнать, как они изменены человеком.
2. Природные районы. ПТК
Каждый человек живет в определенном природном районе страны. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.
Рис. 1. Природные районы России (Источник)
Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется физико-географическим районированием.
Природа каждого района очень разнообразна, отличаются почвы, внутренние воды, растительность и животный мир.
Рис. 2. Русская равнина (Источник)
Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс – закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.
Рис. 3. Схема взаимосвязей компонентов ПТК (Источник)
Без знания особенностей природы и ландшафта того или иного природно-территориального комплекса не возможно правильно вести хозяйственную деятельность. Например, при строительстве нужно учитывать характер рельефа, грунта, наличие многолетней мерзлоты; при ведении сельского хозяйства учитывают тип почвы, климат и пр.
3. Природные зоны
Природная зональность – одна из главных географических закономерностей, которой подчиняются все природно-территориальные комплексы, проявляющаяся в последовательной и определенной смене географических поясов и зон. Чередование природных зон зависит в первую очередь от климата и особенностей рельефа. На территории России природные зоны сменяются с севера на юг.
Рис. 4. Карта природных зон России (Источник)
4. Природные зоны и человек
Природные зоны часто называют природно-хозяйственные, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).
Рис. 5. Оленеводство в тундре (Источник)
В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/tema-2/prirodnye-rayony-i-prirodno-hozyaystvennye-zony?seconds=0&chapter_id=1815
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LG54__y_F1w
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZAm-II7he1o
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JikVgzHUZls
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=wwIHlLqaXIk
источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/