2 класс. Русский язык. Ударный и безударный слог
2 класс. Русский язык. Ударный и безударный слог
Комментарии преподавателя
У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д: - Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя кружочками.
У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
Д: - Второй.
У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.
А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)
/ / /
ЛЕС ШКОЛА МАШИНА
У: - Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?
- Почему пламя мигало по-разному?
Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.
У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)
У: - Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.
КОТ ПАРТА ЛИНЕЙКА
- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
Работа с учебником.
У: - Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)
У: - Какой слог ударный, как догадались?
Д: - Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.
У: - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.178, определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=0DHlafyhb44
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/01/24/udarenie-udarnyy-i-bezudarnyy-slog-2-klass